Матрицы применяются для описания элементарных операций над геометрическими примитивами. Для этого вводится понятие однородных координат точки на плоскости.
На плоскости точка в однородных координатах описывается не двумя, а тремя числами. Пусть на плоскости есть точка М с координатами х,у. Тогда ее однородными координатами называются три одновременно не равных нулю числа х1, х2, х3 таких, что .
В машинной графике точке с координатами х, у на плоскости ставится в соответствие точка с координатами х, у, 1 в пространстве (Рис. 5.3). Фактически точка х, у проектируется на плоскость, параллельную координатной и отстоящей от нее на расстояние, равное единице.
Рис. 5.3 - Однородные координаты точки.
В проективной геометрии однородные координаты обычно записываются как х1:х2:1. Их также удобно представить в виде hx1:hx2:h, где h есть Z - координата проективной плоскости.
Основное преимущество однородных координат - возможность замены операций с вещественными числами на операции с целыми числами. Такая замена является абсолютно необходимой, поскольку целочисленная арифметика на компьютере выполняется в десятки раз быстрее, чем арифметика с плавающей точкой. Например, точка имеет однородные координаты 0,5:0.1:2.5 при h =1. Просто переместим проективную плоскость повыше, приняв h =10. Тогда координаты примут вид 5:1:2.5. Третья координата при выводе на экран не используется, а первые две стали целыми числами.
|
|
Рассмотрим матричную запись аффинных преобразований на плоскости (Табл. 5.1).
Табл. 5.1
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ | МАТРИЧНАЯ ЗАПИСЬ |
Перенос на TX, TY | |
Поворот на угол | |
Масштабирование с коэффициентами по осям SX, SY |
Здесь X, Y, h - однородные координаты произвольной точке в исходной системе координат.
Таким образом, все преобразования сводятся к перемножению матрицы-столбца, содержащей однородные координаты точки, и соответствующей матрицы преобразования. Это позволяет резко упростить алгоритм обработки векторных изображений и повысить его быстродействие.