Основы техники ФМ (управление издержками на предприятии)
Операционный анализ – эфф-ный Ме оперативного планирования на предприятии, основанный на отслеживании зависимости фин рез-тов фирмы от динамики издержек и объема пр-ва (сбыта продукции). Изменение в структуре себест-сти существенно влияет на величину прибыли, след-но опреац-ый анализ наз-ют анализом «издержки-объем-прибыль» или cost-volume-profit (CVP) анализ.
Решая задачу максимизации темпов роста прибыли, м мунипулировать увеличением или снижением уд веса перем-х пост-х затрат в структуре себест-сти и определить % изменения прибыли пред-ия. Оп-ый анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между премен-ыми затратами на ед-цу прод-ции, пост-ми изд-ками, ценой и объемом продаж, след-но затраты делятся на 2 группы: пост и перем (классификация условна, но в определенной степени реально отражает динамику отдльных видов затрат, входящих в себест-сть.
Пост изд-ки в краткосроч-ом периоде в целом не меняются с изменением объема пр-ва, они включают: амортизац-ые отчисления, % за кредит, арендн-ую плату, админи-но-упр-ческие расходы и др. Перемен затраты в целом мен-ся прямо пропорционально изменениям объема пр-ва, вкл: расходы на приобретение сырья, материалов, покупки полуфабрикатов на пр-венные цели, часть расходов на реализацию продукции, оплата труда работников при сдельной оплате труда, оплата электроэнергии, идущей на пр-венные цели и др.
|
|
Сущ-ют также смешанные издержки, включающие в себя элементы пост-х издержек и переменных: оплата топлива, почтовые расходы, затраты на текущий ремонт оборудования и др. При проведении расчетов надо в составе смешанных расходов выделить пост и перем расходы и прибавлять их к соотв группе затрат.
Структура издержек на ед-цу прод-ции неизменна лишь в течение определенного промежутка времени и при определенном объеме продаж. Если п/п резко увеличивает объем пост-х затрат путем приобретения новых осн фондов, тогда пред-ие переходит на новый жизненный цикл и структуру издержек приходится рассчитывать заново.
Выделим цели и задачи опер анализа.
CVP имеет следующ задачи и цели, т е анализ помогает определить:
объем продаж, необходимый для покрытия затрат (точки безубыточности);
объем продаж, необходимый для того, чтобы заработать желаемую прибыль;
влияние на прибыль изменений цены продаж, переменных затрат, постоянных затрат и доходов;
воздействие изменений в товарной смеси на точку безубыточности и доход.
Преимущества CVP - анализа заключаются в следующем:
помогает в планировании прибыли компании;
иллюстрирует влияние операционных средств на прибыль;
помогает в определении оптимальной пропорции постоянных и переменных затрат компании.