Товарный знак
Может использоваться и др. название этого элемента: торговая марка, фирменный знак, иногда эмблема. Это центральное звено фирменного стиля.
Исключительное право на использование ТЗ владелец обеспечивается правовой защитой государства и определенно действующим законодательством.
К концу XIX века Парижская конвенция по охране прав промышленной собственности выделила ТЗ из общего понятия «клейм» и обеспечила их правовую защиту в том виде, в котором она существует по сегодняшний день.
В настоящее время действует Мадридское соглашение 1891 г. «О международной регистрации ТЗ». В нем участвует и Россия.
Товарный знак – это любой символ, специально разработанный знак, слово, которое идентифицирует и соотносит товар или услугу с конкретным лицом (изготовитель, торговец, лицо, предлагающее услугу).
ТЗ служит для отличия товаров, услуг одних лиц от других. Первые законы об охране ТЗ были приняты к концу XIX века: во Франции – 1857г, Италии – 1868г, США – 1881г, Великобритании – 1883г, Германии – 1894г, в России – 1896г.
В настоящее время знаки анализируются, проверяются, лицензируются в Федеральном институте промышленной собственности.
|
Существует ТЗ, который именуется знаком обслуживания:
Практически все ТЗ очень лаконичны. Это говорит не о простоте, а об огромных заслугах рекламных служб, занимающихся созданием ТЗ. Из многообразия ТЗ можно выделить 5 основных типов:
1. Словесный (логотип) – автомобильная корпорация, продовольственные марки, название туристских компаний.
2. Изобразительный (эмблема, оригинальный рисунок) – конкретные изображения, символ, абстрактное изображение (линии, фигуры), орнаментальные композиции (листья, обвивающие буквы), шрифтовые единицы и цифры (77), композиции из перечисленных элементов.
3. Объемный ТЗ – стилизованная стеклотара известных напитков, парфюмерия.
4. Звуковой ТЗ – характерен для теле и радиокомпаний, для атрибутики внутреннего пользования, гимны.
5. Комбинированный ТЗ – любые приведенные элементы.
Отличительная функция – дает отличить, узнать, запомнить продукт одной фирмы, вычислить ее из ряда др. ТЗ недобросовестных конкурентов.
Гарантийная функция – означает, что наличие ТЗ гарантирует потребителю определенное качество товаров и услуг.
В общественном мнении наличие ТЗ характеризует изделие более высоко, чем то, которого ТЗ лишено, т.к. никакое предприятие, рассчитывающее на перспективу не будет ставить свой ТЗ на низкопробную продукцию.
Эстетическая функция – визуально привлекает к ТЗ, повышает эстетическую ценность товара. Эта функция реализуется на товарах народного потребления.Она м/б нанесена непосредственно на товар.
Рекламная функция.
Стимулирующая функция – знакомый ТЗ повышает желание потребителя воспользоваться услугой или потребить товар.
Информационная функция – показывает всем, что данная фирма существует, предполагает, что ТЗ указывает не только на производителя, но и на страну производителя.
Психологическая функция – осуществляется путем повышения доверия к маркированному товару.
Функции ТЗ совпадают с функциями других констант, но являются лидирующими. Практически любая ТФ в разные периоды своего существования приходит к выводу о необходимости формирования программы ФС.