Оценка отклонений

Выявление отклонений

Анализ отклонений в системе контроллинга

Важнейшие задачи оперативного контроллинга:

· контроль над исполнением бюджета;

· установление отклонений;

· анализ причин отклонений;

· выработка корректирующих мероприятий.

При контроле исполнения бюджета сопоставляются плановые и фактические значения показателей. Фактические величины устанавливаются по данным статистического, финансового и управленческого учета на предприятии.

Оно ведется по параметрам, определенным в бюджете. Это:

· стоимостные параметры (затраты, доходы с оборота, маржинальная прибыль, поступления, выплаты, дебиторские и кредиторские задолжности, капитал и т.п.);

· параметры организационной структуры (места возникновения затрат, продуктовые и региональные дивизионы, закупочные, производственные, сбытовые, проектные подразделения и т.п.);

· временные параметры (дни, недели, месяцы, кварталы, годы).

Различают следующие виды отклонений: абсолютные, относительные, селективные, кумулятивные, отклонения во временном разрезе.

Селективное отклонение: например, август этого года сравнивается с августом предыдущего года.

Кумуляция - это суммы нарастающим итогом. Кумуляция позволяет компенсировать случайные отклонения и более точно выявить тренд.

Отклонения во временном разрезе. Применяются подходы к сравнению «план - факт» и «факт - факт (прошлого периода)». Подходы опираются на статистику прошлого и позволяют уменьшить отклонения в будущем. В середине периода возможно исследование типа «план - желаемый результат» и выявление соответствующих причин.

Будущее следует просматривать не через призму статистических экстраполяционных прогнозов, а путем изучения текущих отклонений и анализа причин их возникновения.

Задача контроллера: выяснить, является отклонение случайным, разовым либо регулярным.

Отклонения взвешиваются по определенным критериям.

Оценка по допустимым пределам. Оценка производится при выходе, например, месячных отклонений за пределы 10 %. Для кумулятивных отклонений ограничения имеют форму воронки, сужающейся к концу планового периода.

Оценка отклонений по влиянию на прибыль. При значительных отклонениях контроллер подключает к анализу соответствующие функциональные подразделения, ответственные за эти отклонения. Так, отдел маркетинга отвечает за контроль отклонений маржинальной прибыли по продукту, затрат на сбытовых операциях, производственный отдел – за контроль отклонения расхода материалов и т.п., отдел закупок – за контроль закупочных цен и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: