Выявление отклонений
Анализ отклонений в системе контроллинга
Важнейшие задачи оперативного контроллинга:
· контроль над исполнением бюджета;
· установление отклонений;
· анализ причин отклонений;
· выработка корректирующих мероприятий.
При контроле исполнения бюджета сопоставляются плановые и фактические значения показателей. Фактические величины устанавливаются по данным статистического, финансового и управленческого учета на предприятии.
Оно ведется по параметрам, определенным в бюджете. Это:
· стоимостные параметры (затраты, доходы с оборота, маржинальная прибыль, поступления, выплаты, дебиторские и кредиторские задолжности, капитал и т.п.);
· параметры организационной структуры (места возникновения затрат, продуктовые и региональные дивизионы, закупочные, производственные, сбытовые, проектные подразделения и т.п.);
· временные параметры (дни, недели, месяцы, кварталы, годы).
Различают следующие виды отклонений: абсолютные, относительные, селективные, кумулятивные, отклонения во временном разрезе.
|
|
Селективное отклонение: например, август этого года сравнивается с августом предыдущего года.
Кумуляция - это суммы нарастающим итогом. Кумуляция позволяет компенсировать случайные отклонения и более точно выявить тренд.
Отклонения во временном разрезе. Применяются подходы к сравнению «план - факт» и «факт - факт (прошлого периода)». Подходы опираются на статистику прошлого и позволяют уменьшить отклонения в будущем. В середине периода возможно исследование типа «план - желаемый результат» и выявление соответствующих причин.
Будущее следует просматривать не через призму статистических экстраполяционных прогнозов, а путем изучения текущих отклонений и анализа причин их возникновения.
Задача контроллера: выяснить, является отклонение случайным, разовым либо регулярным.
Отклонения взвешиваются по определенным критериям.
Оценка по допустимым пределам. Оценка производится при выходе, например, месячных отклонений за пределы 10 %. Для кумулятивных отклонений ограничения имеют форму воронки, сужающейся к концу планового периода.
Оценка отклонений по влиянию на прибыль. При значительных отклонениях контроллер подключает к анализу соответствующие функциональные подразделения, ответственные за эти отклонения. Так, отдел маркетинга отвечает за контроль отклонений маржинальной прибыли по продукту, затрат на сбытовых операциях, производственный отдел – за контроль отклонения расхода материалов и т.п., отдел закупок – за контроль закупочных цен и т.д.