Выделяются следующие фазы внедрения контроллинга:
1 – принятие решения;
2 – вхождение в «двери» предприятия;
3 – «вживание» контроллинга в текущую деятельность предприятия;
4 – занятие прочных позиций;
5 – рост значимости и объема функций контроллинга.
1. Принятие решения. Не следует принимать решение о разработке и внедрении системы контроллинга в условиях резкого ухудшения основных показателей деятельности предприятия. Лучше это делать с появлением первых слабых сигналов (индикаторов) о возможных рисках для перспективного успешного функционирования предприятия. Затраты на создание новой системы велики. С психологической точки зрения тоже проще и понятнее для всех выбирать момент устойчивого финансового состояния предприятия.
2. Вхождение контроллинга в «двери» предприятия идет после этапа 1 и назначения исполнителей. Это этап формирования инструментальной базы контроллинга и начальный этап создания службы контроллинга (но еще не систем контроллинга на предприятии в целом). В первую очередь разрабатываются следующие инструменты:
· система планирования (стратегического и оперативного) и бюджетирования на предприятии;
· методика расчёта маржинальной прибыли (по предприятию в целом, отдельным подразделениям, продуктам, клиентам и рынкам);
· методы расчёта затрат по видам, местам возникновения и продуктам;
· система отчётности, ориентированная на конкретных пользователей внутри предприятия;
· методика расчёта эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия;
· методика анализа отклонений плановых и фактических показателей и т.п.
Контроллёры должны уметь «продавать» собственную продукцию внутри предприятия конкретным пользователям, иначе эти инструменты не удастся заставить работать.
3. «Вживание» контроллинга в текущую деятельность предприятия продолжается 2-3 года. За это время контроллеры должны продемонстрировать действенность разработанных инструментов и убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности. Со стороны «клиентов» (менеджеров) должно появиться дружелюбное и доверительное отношение к контроллерам, готовность к сотрудничеству и коммуникациям.
4. Занятие прочных позиций. Организационно и инструментально создана служба контроллинга, а система контроллинга получила признание и распространение в подразделениях предприятия. При этом: становится заметным улучшение результатов работы подразделений, которые пользуются услугами контроллеров; руководство подразделений в своей оперативной деятельности не может больше обходиться без контроллеров; они становятся признанными партнёрами менеджеров; повсюду на предприятии говорят о хорошей и полезной работе службы контроллинга.
5. Фаза роста значимости и объёма функций контроллинга:
· контроллер выступает в качестве лидера и модератора при формировании рамочных показателей деятельности предприятия;
· контроллеры осваивают новые сферы деятельности (возникают контроллинг маркетинга, логистики, НИР и ОКР и др.);
· появляются подразделения стратегического контроллинга.
Темпы внедрения контроллинга. Выделяют 3 подхода к внедрению: «малыми шагами», «бомбометание» и «планируемая эволюция».
Первый подход (небольшими изменениями) не встречает трений в коллективе, но грозит прекращением внедрения.
«Бомбометание» - интенсивное и решительное изменение старой системы управления. Сопровождается сильным трением внутри организации.
«Планируемая эволюция»: подход основан на использовании принципов проект-контроллинга (рис. 7.3). Проект разбивается на ряд этапов (ступеней) с жёсткими сроками и целями. По завершению ступени проект заново пересматривается, корректируется по срокам и содержанию.
Рисунок 7.3 – Внедрение системы контроллинга методом “планируемой эволюции”
Литература
1. Асаул А.Н., Старинский В.А., Рыбнов Е.И. и др. Экономика недвижимости / СПбГАСУ. – СПб., 2000
2. Гогуа Н.К. Организация контроллинга в строительном бизнесе с учетом рисков. Москва, СИП РИА, 2000
3. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и статистика, 1998.- 256с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 1990. – 430с.
5. Контроллинг как инструмент управления предприятием /Ананькина Е.А., Данилочкин С.В. и др. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998
6. Овсянникова Т.Ю. Инвестиции в жилище. Монография. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2005 – 379с.
7. Оценка рыночной стоимости недвижимости; под ред. Рутгайзера В.М. – М.: Дело, 1998. – 384с.
8. Ткаченко В.Я. Контроллинг в системном управлении предприятием / Конспект лекций. Новосибирск, СГУПС, 2002-2003
9. Ткаченко В.Я. Показатели и анализ деятельности строительного предприятия: Учебное пособие. Новосибирск: СГУПС, 2002
10. Ткаченко В.Я., Щербаков А.И. Экономика строительства: Учебное пособие. – Новосибирск: СГУПС, 2002 – 283с.
11. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 288с.
12. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. – М.: Финансы и статистика, 1997. - 800с.
13. Экономика и статистика фирм: Учебник / Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Сиротина Т.П. и др. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 240с.
14. Экономика и управление недвижимостью: учебник для вузов; под общ. Ред. Грабового П.Г. – Смоленск: «Смоленск Плюс», М.: «АСВ», 1999 – 567с.
15. Экономика недвижимости. Под ред. Ресина. – М.: «Дело», 1999, 2000
16. Экономика строительства. Часть 1: Учебник для вузов / под ред. Казанского Ю.Н., Панибратова Ю.П. – М.: АСВ, 2004 – 368с.
17. Экономика строительства. Часть 2: Учебник для вузов / под ред. Казанского Ю.Н., Панибратова Ю.П. – М.: АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2004 – 405с.
18. Эксплуатация и ремонт недвижимости. Планирование и контроллинг. Учебное пособие / Под общ. Ред. Болотина С.А., Пастухова Ю.И. / Изд-во СПбГАСУ, СПб, 2002 – 189с.






