Два вида ПиАр в государственном управлении.
Различие в практике ПиАР в коммерческой и государственной сферах.
Связи с общественностью в политике и государственном управлении.
Лекция № 5.
1. Связи с общественностью в бизнесе, политике и государственном управлении: общее и особенное.
2. Теория политических сетей как методологическая основа анализа PR.
3. Российская почва для PR –деятельности в сфере государственного управления.
1. Связи с общественностью в бизнесе, политике и государственном управлении: общее и особенное.
В современной практике ПиАр существует фундаментальное различие между связями с общественностью в коммерческой сфере и в государственном управлении.
Коммерческая сфера | Государственная сфера |
1. Конкуренция, спрос и предложение решающим образом определяют отношения экономических субъектов. | 2. Рыночные отношения не являются ни определяющими, ни господствующими. Так, голосование во время избирательных кампаний отчасти может быть объяснено в рамках маркетинговых теорий, а отчасти – нет. |
2. эффективность управления измеряется прибылью. | 2. эффективность управления определяется политической поддержкой граждан. |
3. Конечной цельюявляется удержание (расширение) спроса на предлагаемые фирмой товары. Фирма преследует свои частные интересы. | 3. Деятельность же РR-службвласти связана с представлением государственных интересов. Государственные интересы носят всеобщий характер. Ни одна из структур власти не имеет право отождествлять эти интересы с собственными |
4. покупатель выступает как равноправный партнер (хочу - покупаю, хочу - нет). С помощью РR фирма не может заставить покупателя действовать так, как ей хочется(влияние косвенное). Покупатель напрямую не может воздействовать на фирму. | 4. Участие граждан в управлении является, неотъемлемым атрибутом демократического общества. В демократическом обществе государственная структура не может принимать любое управленческое решение “в одиночку”. Государство и его структуры располагают гораздо большими возможностями давления на граждан |
Вместо равноправного диалога здесь гораздо применяет продвижение со стороны структур власти нужных ей установок и моделей поведения.
При этом происходит:
а) легитимация существующего режима и конкретных структур власти, политических лидеров;
б) поддержка соответствующих акций, действий власти не обязательно связанная с осмыслением их истинной сути, основанная скорее на вере, авторитете власти (лидера).
2. Более развитой считается двусторонняя сбалансированная связь между государством и обществом.
В этом случае доступ к информации, уровень открытости властных структур определяется не ими самими.
Цель этой открытости состоит в способствовании понимания гражданином действий и политики властей, возможности обсудить эти действия, занять определенную позицию.
Специфика служб “паблик рилейшнз” – в существе проводимой властью политики: если эта политика осуществляется в интересах значительной части граждан, то и сам механизм гармонизации интересов действует эффективно.
В этом случае связи с общественностью становятся важнейшим компонентом управления вообще и административного управления в частности.