Рекламу можно классифицировать по нескольким признакам:
1. По типу целевой аудитории выделяют:
▪ потребительскую рекламу, нацеленную на людей, покупающих товары для себя или семейных нужд;
▪ деловую рекламу, ориентированную на людей, занимающихся закупками для организаций различного типа.
2. По уровню охвата территории (по географическому признаку) реклама подразделяется на:
▪ зарубежную;
▪ общенациональную;
▪ региональную;
▪ местную.
С определенной степенью условности на основе используемых средств воздействия на целевую аудиторию можно выделить следующие виды рекламы:
4 вида рекламы по направленности воздействия:
1. Информативная реклама. Используется для информирования потребителей о продуктах и их свойствах с целью создания спроса.
Носит сугубо деловой характер и апеллирует, к разуму, а не к чувствам человека. В ней сообщаются реквизиты организации.
Чаще всего используется при рекламировании продукции производственно- технического назначения.
2.Побудительная реклама. Используется для создания выборочного спроса на какой-то продукт, путем внушения потребителям, что рекламируемый продукт является наилучшим.
Несет эмоциональный заряд и воздействует на подсознание человека. Никаких адресов и номеров телефонов при этом не приводится.
3.Сравнительная реклама осуществляет прямое или косвенное сравнение определенной марки продукта с другими марками.
Проще подчеркивать достоинства нового продукта по сравнению со своими ранее выпускавшимися продуктами.
Тяжелее проводить сравнение с продуктами конкурентов. В этом случае обычно подчеркиваются достоинства данного вида продукта без конкретного указания конкурирующих марок.
4. Реклама-напоминание напоминает потребителям о существующих продуктах.
Реклама находит потенциальных покупателей и стимулирует спрос. Однако выбор «купить или не купить» делает покупатель. Поэтому реклама должна быть дополнена другими методами продвижения товара. В первую очередь сам товар должен удовлетворять потребителя.
Эффективность рекламы оценивается не по показателю объема продаж, а по количеству контактов потенциальных покупателей.
Особенности рекламной политики в зависимости от средств распространения.
Рекламоносители - средства распространения рекламы (печатная пресса, телевидение, радио и т.д.).
Без выбора носителей затруднительно определить тип и содержание рекламного сообщения.
Может одновременно выбираться несколько средств распространения рекламы, рассчитанных на одну или разные целевые аудитории.
Преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы
Средство рекламы | Преимущества | Недостатки |
Газеты | Гибкость, своевременность, большой охват местного рынка, широкое признание и принятие, высокая достоверность | Кратковременность существования, низкое качество воспроизведения, значительный процент «бесполезной» аудитории |
Телевидение | Сочетание изображения, звука и движения, чувственное воздействие, высокая степень привлечения внимания, широта охвата | Высокая абсолютная стоимость, перегруженность рекламой, мимолетность рекламного контакта, меньшая избирательность аудитории |
Радио | Избирательность аудитории, массовость использования, высокая географическая и демографическая избирательность, доступность расценок | Представление только звуковыми средствами, степень привлечения внимания ниже, чем у телевидения, мимолетность рекламного контакта |
Журналы | Высокая географическая и демографическая избирательность, достоверность, престижность, высокое качество воспроизведения, длительность существования, значительное число «вторичных» читателей | Длительный временной разрыв между покупкой места и появлением рекламы, наличие бесполезного тиража, отсутствие гарантии размещения объявления в предпочтительном месте |
Наружная реклама | Гибкость, высокая частота повторных контактов, невысокая стоимость, слабая конкуренция | Отсутствие избирательности аудитории, ограничения творческого характера |
Особенности рекламы в газетах, которую можно разделить на три вида:
1. Реклама в обычных информационных газетах.
Покупатель платит за информацию, содержащуюся в газете, и рекламу он считает неприятным, но неизбежным дополнением к информации.
Реклама в информационной газете не должна превышать 40% площади.
Очень хорошо работает реклама, закамуфлированная под журналистский материал.
Более эффективно помещать рекламу не на отдельных рекламных полосах, а среди интересных статей, или в программу телевидения.
2. Реклама в специализированных рекламных газетах. Если покупатель купил такую газету, значит, покупатель сознательно хочет получить определенную рекламную информацию (о вакансиях, распродажах и т.п.) поэтому никаких ограничений по количеству рекламы нет.
3. Реклама в бесплатных городских газетах, типа «Экстра-М» и «Центре». Эти газеты распространяются по принципу «в каждый почтовый ящик».