Рынок услуг
Международная торговля инжиниринговыми услугами. Информационно-консультационные услуги (консалтинг). Лизинговые услуги. Торговля лицензиями и ноу-хау.
Международный обмен инжиниринговыми услугами (инжиниринг) получил развитие с конца 70-х гг. 20 века и выделился в самостоятельную сферу международной торговли.
Инжиниринг — это обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке процесса производства и реализации продукции для обслуживания строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.
Инжиниринговые услуги как товар имеют ряд особенностей. Прежде всего результаты инжиниринга чаще всего воплощаются не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может иметь или не иметь материального носителя. Например, услуги по проектированию объекта имеют своим результатом строительство объекта (полезный эффект), а материальным носителем их являются проект и техническая документация. Услуги по обучению специалистов, управлению процессом строительства не имеют материальных носителей.
|
|
Инжиниринговые услуги в конечном счете связаны с подготовкой и обеспечением процессов производства и реализации, рассчитанных на промежуточное потребление материальных благ и услуг. Услуги непроизводственного характера в состав инжиниринга не входят. Например, проектные и другие работы по созданию в СЭЗ банков, предприятий торговли, планированию рынков, методов реализации продукции на рынках — это инжиниринговые услуги в отличие от работы в банках, магазинах, на предприятиях, производящих товары.
Объектом купли-продажи в инжиниринге являются услуги, приспособленные к использованию в конкретных условиях и передаче в среднем доступных научно-технических, производственных, коммерческих и прочих знаний и опыта. Это в принципе воспроизводимые услуги, которые на рынке могут продаваться множеством продавцов. Поэтому их стоимость определяется как среднеинтернациональная в отличие от стоимости знаний, содержащихся в лицензиях и ноу-хау. В последних содержатся новые знания, продавец, как правило, монопольный и цена на них монопольная. На практике инжиниринговые услуги продаются вместе с лицензиями и ноу-хау, поэтому эти понятия нередко смешиваются.
Инжиниринговые услуги делятся на две группы:
услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;
услуги, связанные с обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукции.
|
|
К первой группе относятся прединвестиционные услуги — предпроектные, проектные, послепроектные и специальные.
Предпроектные услуги — подготовка технико-экономических обоснований, исследование рынка, топографические съемки, исследование почв, грунта, развития транспортной сети, разработка планов застройки регионов и др., а также консультации и надзор за проведением перечисленных работ.
Проектные услуги — подготовка генерального плана, сопутствующих схем и рекомендаций, предварительная оценка стоимости проекта, расходов по его эксплуатации и созданию, подробное исследование проекта, разработка сводного архитектурного плана, рабочих чертежей, технических спецификаций и т.п., а также надзор и консультации по проведению указанных работ.
Послепроектные услуги — подготовка контрактной документации, организация торгов, оценка предложений представленных контрактов, надзор за проведением работ, управление строительством, проведение приемо-сдаточных испытаний после сдачи объекта в эксплуатацию, подготовка инженерно-технического персонала и др.
Оказание специальных услуг обусловлено конкретными проблемами создания данного объекта: проведение экономических исследований, анализ проблем утилизации отходов, различных юридических процедур и др.
Ко второй группе инжиниринговых услуг относятся работы, связанные с оптимизацией процессов эксплуатации, управления предприятием и реализации его продукции, в том числе осмотр и испытание оборудования, организация снабжения, подбор и подготовка кадров, консультации по оценке доходов и затрат, рекомендации по их оптимизации и финансовой политике, конъюнктурные и маркетинговые исследования, услуги по внедрению систем информационного обеспечения и электронно-вычислительной техники.
Инжиниринговые услуги оказываются специальными инженерно-консультационными фирмами, а также строительными и промышленными компаниями. Ввиду большого разнообразия работ, входящих в инжиниринг, фирмы могут специализироваться на выполнении определенной группы услуг.
Существенное расширение экспорта инжиниринговых услуг в зоне содействовало бы не только увеличению валютных поступлений и расширению ее внешнеэкономических связей собственно в сфере инженерно-консультационной деятельности, но и увеличению экспорта разрозненной машинотехнической продукции, поставок комплектного оборудования и технологических разработок в зарубежные страны. Это особенно актуально для экспортно-производственных, научно-технологических зон, включая инновационные центры, собственно научные парки и исследовательские парки. Для этого в зоне должны создаваться специализированные инженерно-консультационные фирмы с участием развитых капиталистических стран. Таких фирм может быть несколько. Анализ мирового опыта показывает, что если фирма специализируется в нескольких отраслях экономики, то она обладает более высокой степенью конкурентоспособности оказываемых услуг. Такие фирмы могут создаваться как акционерные общества. Их хозяйственная деятельность должна строиться с учетом предоставления им права:
самостоятельного юридического лица и независимой деятельности инженеров-консультантов на внешнем рынке;
открывать за рубежом представительства и регистрировать свою фирму в международных и региональных организациях, а также ассоциациях инженеров-консультантов в отдельных странах;
продажи лицензий и ноу-хау, имеющих отношение к оказываемым инженерно-консультационным услугам;
привлечения к оказанию услуг других организаций и объединений, не входящих в фирму, на основе прямых хозяйственных договоров.
В мировой практике в организации торговли услугами наиболее широко применяется заказной метод осуществления инжиниринговых работ. Он базируется на контракте, заключаемом между зарубежной инжиниринговой фирмой и заказчиком изданной страны. Вид международного контракта зависит от выбранного заказчиком способа осуществления строительства капитального объекта и характера представляемой в связи с этим услуги.
|
|
Например, если большая часть предынвестиционных работ осуществляется самим персоналом заказчика или местными фирмами, то зарубежная инжиниринговая фирма экспортирует главным образом услуги, связанные с консультациями по подготовке и реализации проекта, осуществлением переговоров с проектами, строительными подрядчиками и другими сторонами, с обучением специалистов по отдельным проблемам проекта. В этом случае инжиниринговая фирма не несет ответственности за осуществление проекта. Если большую часть работ выполняет иностранная фирма, то заключается договор на полный инжиниринг и за выполнение всего проекта ответственность несет фирма как полномочный агент заказчика.
В мировой практике широко распространено заключение контрактов "под ключ", при котором зарубежный подрядчик несет ответственность за проведение всего комплекса работ, включая работы по строительству. Очень часто в этом случае инжиниринговые услуги оказывает генеральный подрядчик, а инжиниринговая фирма выступает в качестве субподрядчика через субподрядный контракт. На мировом рынке возрастает значение системы контрактов на инжиниринг и строительство объектов, заключаемых консорциумом как зарубежных, так и местных фирм, которые оказывают целевой комплекс инжиниринговых услуг.
Информационно-консультационные услуги (консалтинг)
Консалтинг — это совокупность услуг, связанных с обработкой информации по заказам клиентов и информационным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени. Консультационные услуги — это предоставление потребителям знаний в виде информации, консультаций и экспертиз различных видов хозяйственной деятельности.
|
|
В состав консалтинговых услуг входят также непосредственное управление профессиональными менеджерами или их бригадами, фирмой в целом, отдельным ее подразделением, оказание помощи в организации деятельности хозяйственного объекта, формирование имиджа компании и др. В этом случае консалтинговые фирмы осуществляют полный контроль за реализацией предлагаемой заказчиком программы. Это наиболее распространенный вид консалтинга в мировой торговле. Объем его продаж превышает 25% от общего экспорта консалтинговых услуг.
Значительно возрастает спрос на специальные консультационные услуги (создание компьютеризированных систем логистики, развитие снабженческого менеджмента, разработка программ подготовки руководящих кадров).
Эти тенденции необходимо учитывать при проектировании СЭЗ, особенно различных типов научно-технических зон. Западные специалисты считают, что рынок консалтинга будет развиваться еще более динамично. По их прогнозам, в 90-х гг. объемы традиционных услуг в области управления персоналом, маркетинга и производства возрастут примерно на 10%, информационной технологии — на 20%, стратегии и развития фирм, создания на предприятиях "желаемой социальной атмосферы" — в 2 раза. Главным продавцом этой продукции станет частный сектор услуг.
При создании консалтинговых фирм в СЭЗ может быть учтен опыт промышленно развитых стран, особенно опыт США. Именно здесь в 20-е гг. возник классический консультационный бизнес в его нынешнем виде. Это практически полностью монополизированная сфера торговли, поставленная на индустриальную основу. Ее возглавляет крупнейшая консалтинговая фирма "Маккинси", имеющая филиалы практически во всех промышленно развитых странах мира (сейчас в мире функционируют 35 бюро "Маккинси"). В настоящее время в США с консультантами этой фирмы сотрудничают примерно 80% всех крупных фирм страны.
Определенным своеобразием отличается рынок консультационных услуг в Японии. До 70-х гг. он развивался очень медленно, и лишь затем его развитие ускорилось. Самым динамичным периодом для него оказались 1983—1987 гг., когда объем консалтинговых услуг увеличился в 3,2 раза.
В отличие от американского консалтингового рынка японский рынок децентрализован. На нем действуют консультационные фирмы трех видов: филиалы, бюро крупных международных консультационных фирм, а также "мозговые тресты".
Филиалы и бюро специализируются на оказании помощи в разработке стратегии для предпринимательской верхушки. Например, бюро "Маккинси" в Токио и его отделение в Осаке оказывают примерно 75% консалтинговых услуг крупным компаниям Японии в электронной, автомобилестроительной, химической, сталелитейной отраслях промышленности, а также банкам и другим финансовым учреждениям. Работа в этой фирме считается высокопрестижной. Японские консультационные фирмы занимаются прежде всего персоналом и производством.
"Мозговые тресты" создавались первоначально для НИОКР, а затем расширили свою деятельность за счет консультирования в области технологии развития фирм. Специалисты считают, что "мозговым трестам" принадлежит будущее.
В СЭЗ с высокой долей ВПК наиболее целесообразно создание консалтинговых фирм по типу "мозговых трестов" для более рационального использования интеллектуального потенциала внутри зоны и увеличения объема валютных поступлений. Одновременно "мозговые центры" могут создавать у заказчика научно-исследовательские лаборатории и осуществлять там своими силами исследования по заказам клиентов. Такие фирмы реализуют связь науки с производством, образуют наукоемкий сектор сферы услуг и наряду с промышленным сектором высокой технологии входят в состав научно-технического ядра хозяйства зоны, определяющего его научный и технических потенциал.
В Западной Европе американская "индустриальная" модель сочетается с консультациями отдельных специалистов (ученых и практиков), способных высказывать основательные суждения по своим проблемам. Однако начиная с 60-х гг., с проникновением на западноевропейский рынок американских консультационных фирм, индивидуальное консультирование все более утрачивает свои позиции.*