double arrow

Налоговое планирование

Раздел 5.07 Ценообразование

Раздел 5.06 Самофинансирование

Раздел 5.05 Хозяйственный расчет

Раздел 5.04 Бюджетный метод

Раздел 5.03 С помощью планирования определяются на предстоящий период цели коллектива, пути их достижения, средства. Однако планирование как экономический метод признается, к сожалению, не всеми. Некоторые политики и экономисты считают, что оно при переходе к рынку утратило свою роль и значимость.

Раздел 5.02 Планирование

A) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Статья V.Социально-психологические методы – это способы воздействия руководителей на трудовой коллектив, основанные на изучении «психологического» климата в нем, индивидуальных особенностей каждого работника и использовании их для достижения поставленных перед коллективом общих целей. Эти методы проявляются в повседневной деятельности руководителей, аппарата управления, в их общении с коллективом.

Методы управления

Лекция 5.

Методы управления – это способ воздействия на субъект управления (трудовой коллектив) для достижения поставленных перед ним целей. Если рассматривать всю цепь управления, то метод является ее последним звеном.

Методы ближе всего находятся к практике управления. Именно они показывают, как надо развивать инициативу работников, их заинтересованность в достижении целей своей организации.

В менеджменте используются различные методы: экономические, организационно-распорядительные, воспитательные, социально-психологические, а также маркетинг. Каждая группа имеет свое конкретное содержание и назначение.

Основу экономических методов составляют товарно-денежные отношения, материальная заинтересованность каждого работника в результатах своего труда. Они побуждают коллективы добиваться поставленных целей с минимальными затратами.

Организационно-распорядительные методы базируются на обязательном подчинении нижестоящих (менеджеров) вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. Но при этом административные методы должны опираться на реальные условия, учитывать действие экономических и юридических законов, в противном случае они превращаются в некомпетентное вмешательство в работу коллектива.

Воспитательные методы составляютгруппу способов, с помощью которых менеджер воздействует на идейные и морально-этические качества работника.

Маркетинг представляет собой совокупность методов и рычагов воздействия на коллектив, отражающих требования рыночных отношений.

Группу экономических методов управления составляют планирование, бюджетный метод, хозяйственный расчет, самофинансирование, ценообразование и налоговое планирование.

Планирование может охватывать различные периоды деятельности коллектива и на этой основе подразделяется на перспективное и текущее. Перспективным планом охватывается деятельность коллектива не несколько лет вперед. Период перспективного планирования определяется областью планирования, что представлено на рис.1.

Бюджет предприятия, АО

Комплектование инженерных кадров

Финансирование крупных мероприятий

Разработка новых видов продукции

Создание новых видов оборудования

1 2 3 4 5

Годы

Рис.1. Области и периоды планирования

Планирования может осуществляться различными методами. В тех случаях, когда перед коллективом встают задачи создания новых мощностей, организация производства новых видов продукции, находит применение программно-целевой метод планирования. Он включает в себя:

- определение проблемы и анализ ее исходного состояния;

- формирование комплекса целей, которые должны быть достигнуты;

- разработку перечня мероприятий по достижению программных целей;

- анализ возможных вариантов осуществления программы и выбор наиболее эффективного из них;

- назначение руководящего органа (или руководителя) по осуществлению принятой программы.

Для планирования ряда работ, выполняемых коллективом предприятия (АО), используется также сетевой метод, принципиальные положения которого состоят в следующем. Планируемый процесс делится на составные элементы («события» и «работу»). Затем строится сетевая модель, на которой моделируется весь процесс изготовления продукции или выполнение какой-либо работы. На основе графика проводится определение продолжительности выполнения всей работы (через определение критического пути), выявление резервов для сокращения этой продолжительности. Сетевой метод успешно применяется при поточном строительстве, а также при реконструкции предприятия, модернизации и капитальном ремонте основного оборудования и т.д.

Новым видом планирования является разработка бизнес-планов. Слово «бизнес» (англ. Вusiness – дело) означает предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли. Бизнес-план способствует выработке у руководителя, особенно молодого, навыков предпринимательской деятельности и может служить основанием для получения долгосрочных капиталовложений (инвистиций).

Бизнес базируется на трех главных обстоятельствах: первое – потребитель (покупатель), второе – наличие у персонала глубоких специальных знаний о производстве продукции данного вида, третье – выпуск продукции высокого качества, а одним из основных критериев успешного бизнеса является конкурентоспособность. В условиях конкурентного рынка менеджеру необходимо ясно понимать, кто и сколько готов платить за ту или иную услугу или продукцию.

Для успеха в бизнесе необходимо располагать современной технической базой, службой маркетинга и системой «провоцирования» покупателя. Необходимо поддерживать контакты со многими людьми, поэтому необходимо создать и поддерживать свой имидж.

Прочность организации на рынке в значительной степени определяется также ее успехом в повторном бизнесе, означающем, что у нее есть покупатели, стабильно покупающие ее продукцию, т.е. у организации есть своя «платформа». Практика показывает, что организации, фирмы, у которых повторяющиеся продажи составляют менее 80-90%, начинают сталкиваться с серьезными финансовыми проблемами, поскольку затраты на новые продажи примерно в 8-9 раз превышают расходы на повторяющиеся продажи.

Зарубежный опыт показывает, что пройдет 3-4 года, пока предприниматель начнет получать прибыль от изготовления нового товара.

Исходя из этого срока, необходимо оценить во что обойдется начинание, и какими средствами организация готова рискнуть.

В бизнес-плане выделяется несколько разделов:

- продукция или вид услуг. В этом разделе дается обоснование, какие потребности призваны удовлетворять новый продукт, изделие;

- оценка рынка сбыта и конкуренции. В этом разделе определяются возможные конкуренты, их сильные и слабые стороны;

- стратегия маркетинга. Основные элементы этого раздела – ценообразование, реклама, стимулирование продаж;

- план производства. В разделе дается расчет производственной мощности по выпуску новой продукции, определяются объемы ее выпуска, указываются поставщики сырья, материалов и условия поставок;

- организационный план. Здесь расчитываются общий фонд заработной платы, потребности в кадрах, отражается организационная схема управления производством;

- оценка риска и страхование. В разделе определяются все типы рисков, с которыми может столкнуться новое производство (финансовые и материальные потери, стихийные бедствия), и способы предотвращения возможных потерь;

- финансовый план и стратегия финансирования. Здесь дается стоимостная оценка

показателей предыдущих разделов, прогноз объемов продаж, определяется общая сумма средств на создание нового производства.

Перспективное, особенно долгосрочное, планирование должно опираться на прогнозирование. Прогнозирование – это предвидение, обоснованное предсказание о возможных, состояниях объекта управления в будущем. Назначение прогноза – показать, чего может достигнуть управляемый объект (коллектив) при тех или иных условиях, в плане же отражается чего должно быть достигнуто. Принципиальной особенностью прогнозирования является то, что оно должно осуществляться в условиях значительной неопределенности. Это предопределяет необходимость выполнения его в нескольких вариантах.

Перспективное планирование тесно связано со стратегией. Стратегия применительно к предприятию или АО означает определение главных краткосрочных целей, выработку образа действий для достижения этих целей. Стратегия, которая дает единое, главное направление деятельности предприятия или определяет использование его основных ресурсов, называется генеральной. Ее разрабатывает высшее звено руководства.

Стратегия управления неразрывно связана с тактикой, которая представляет собой выбор конкретных путей и этапов движения к цели в рамках принятой стратегии. Правильное сочетание стратегии и тактики обеспечивает выбор наилучших вариантов действий менеджеров.

С планированием тесно связан бюджетный метод. Его основу составляют:

- совокупность предвидений (прогнозов), заранее характеризующих условия, при которых осуществляется деятельность предприятия и дающих предварительное представление на будущее об основных статьях доходов;

- систематическое (ежемесячное) сопоставление результатов, прежде всего фактически достигнутых в различных областях управления, с намечавшимися;

- работа с работниками тех участков, где произошли отклонения.

Руководители в практическом применении бюджетного метода призваны обеспечить разработку различных предвидений и отражение их в бюджете предприятия, сопоставление этих предвидений с тактическими результатами, анализ и устранение обнаруженных отклонений. На предприятиях обычно разрабатывается несколько бюджетов производства: бюджет сбыта, бюджет снабжения, бюджет капиталовложений и т.д.

Бюджетный метод управления обеспечивает контроль расходования средств по их целевому назначению.

Хозяйственный расчет является одним из важных экономических методов руководства деятельностью коллектива предприятия. К числу основных принципов хозяйственного расчета относятся:

- закрепление за коллективами отдельных подразделений предприятия необходимых средств производства;

- предоставление коллективу каждого подразделения определенной самостоятельности в осуществлении своей деятельности;

- установления внутренних расчетных цен;

- систематическое подведение итогов хозрасчетной деятельности каждого подразделения предприятия;

- материальная ответственность хозрасчетного подразделения за результаты своей деятельности;

- материальное поощрение работников каждого подразделения за достигнутые результаты.

Правильно организованный хоз. расчет способствует выявлению и более полному использованию внутренних резервов производства, укреплению трудовой дисциплины, повышению ответственности каждого работника за порученное дело. При этом наилучшие результаты достигаются тогда, когда основные принципы хозрасчета используют в работе коллективов всех служб предприятия, т.е. при полном хозрасчете.

Все хозрасчетные показатели делятся на оценочные и расчетные. Оценочные показатели являются обязательными для выполнения и служат основой для оценки работы коллектива денного подразделения. Расчетные показатели используются обоснования оценочных показателей.

Одним из принципов хоз. расчета является материальная отвественность коллектива за допущенные недостатки и ущерб, нанесенный другому структурному подразделению. Ее суть состоит в следующем. Хозрасчетное подразделение по вине других подразделений может терять часть прибыли. В результате у него ухудшаются хозрасчетные показатели, что неизбежно влечет за собой уменьшение средств, идущих на зарплату. Материальная отвественность является способом перераспределения сумм премирования между подразделениями.

Известна и такая форма хозрасчета как коллективный (бригадный) подряд. Подрядный коллектив в подразделения может формироваться из рабочих, специалистов и служащих. Однако при этом необходимо, чтобы результат их совместного труда был выражен готовым продуктом или законченной его частью. Все условия и взаимные обязательства отражены в договоре между данными подразделениями. При подряде целесообразно установить следующие показатели: выпуск продукции в натуральном выражении или общий объем работы, показатели качества (сортность продукции), производительность труда, численность работающих и т.д. Для управления коллективным подрядом обычно формируется совет подрядного коллектива.

Коллективный подряд целесообразно применять на ремонтных и монтажных работах.

Высшей формой хозрасчета является аренда. Аренда предусматривает передачу собственником своего имущества нанимателю (арендатору) на возмездной основе во временное пользование для самостоятельного ведения им той или иной деятельности. Основным документом регламентирующим отношения арендодателя (каковым, в частности, может быть акционерное общество) с арендатором, является договор. В нем предусматриваются:

обязанность арендодателя (АО) предоставить арендатору имущество на определенный срок;

обязанности арендатора пользоваться имуществом в соответствии с условиями договора, поддерживать имущество в исправном состоянии, вносить арендную плату, возвратить имущество после истечения срока договора в исправном состоянии, а также некоторые другие условия.

Самофинансирование это способ хозяйствования, при котором коллектив предприятия, АО покрывает за счет своих доходов все текущие затраты, а также расходы на техническое обновление и расширение производства. Самофинансирование является основой самоокупаемости, означающей, что средства вложенные в функционирование предприятия (АО) независимо от субъекта финансирования, должны быть полностью возмещены и принести прибыль. Таким образом, основным источником развития предприятия (АО) в условиях самофинансирования является получаемый им доход. В условиях самофинансирования предприятие могут пользоваться банковским кредитом на цели производства и социального развития, соблюдая при этом основные принципы: срочность, возвратность и платность кредитов. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов, используется и распределяется им самостоятельно. Государство регулирует этот процесс через систему налогов, льгот и экономических санкций.

Под этим методом понимается процесс установления цен с учетом действия экономических законов, интересов хозяйственной политики и предпринимательства. Ценообразование неразрывно связано с осуществлением предприятиями маркетинговой деятельности.

В практике известны два основных подхода к установлению цен: затратный и рыночный. При затратном подходе основу установления цены составляют производственные затраты, непосредственно связанные с созданием и реализацией данного товара. В нее включаются также расходы на охрану окружающей среды к накоплениям для дальнейшего развития производства этого товара. При рыночном подходе определяющими факторами цены являются конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. Однако в этом случае предполагается, что цена на данный товар должна полностью возместить все расходы, связанные с его реализацией и его производством.

Одной из обязательных функций действующей фирмы является исполнение налоговых и других обязательств перед бюджетом. Поэтому на предприятиях и фирмах необходимо ввести налоговое планирование.

Целью налогового планирования является минимизация налоговых платежей в пределах налогового законодательства, включая и налоговые льготы.

Налоговое планирование с учетом особенностей каждого направления бизнеса предусматривает прежде всего: правильный учет и оформление затрат, включаемых в себестоимость продукции; установление величины нормативных затрат; планирование состава затрат; учет возможных налоговых льгот.

Содержание учетной политики динамично корректируется с учетом изменений законодательной и нормативной базы бухгалтерского учета, однако фирмам не разрешается менять учетную политику в течение года.

Принятая учетная политика утверждается приказом предприятия и подлежит обязательному представлению к годовому отчету для налоговых органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: