Социально-психологическая квалификация персонала. Социально-психологические исследования в коллективе могут проводиться различными методами. Один из наиболее распространенных методов – анкетирование. Его задачи – получение информации о социальном составе работников, образовании, квалификации, удовлетворённость условиями работы, что позволяет проводит без особых затрат. Суть его в том, что каждому участнику опроса вручается анкета с вопросами. Вопросы могут быть закрытыми и открытыми. На закрытый вопрос опрашиваемый отвечает «да» или «нет». На открытые вопросы опрашиваемый отвечает по своему усмотрению. Анкеты с закрытыми вопросами имеют существенное преимущество – их легче обрабатывать. В анкетах не должно быть большое количество вопросов, иначе опрашиваемый переходит на формальное заполнение анкеты.
Широко применяется и другой метод социологического исследования – интервьюирование. Это- целенаправленный опрос и сбор необходимого материала путем личного контакта с опрашиваемым. Интервью имеет по сравнению с анкетированием то преимущество, что опрашиваемому могут быть заданы дополнительные вопросы, позволяющие уточнить ответ. При интервью можно также наблюдать эмоциональную реакцию отвечающего на задаваемые вопросы, что является дополнительным источником информации.
|
|
Важным методом социологического исследования является непосредственное наблюдение. Значение этого наблюдения можно охарактеризовать пословицей: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Каждый руководитель встречаясь с сотрудниками, посещая рабочие места, фиксирует а накапливает конкретный материал для оценки складывающихся ситуаций в коллективе и принятия более правильного решения. При непосредственном общении руководителя с подчиненным происходит двусторонний обмен мнениями, создается возможность задавать вопросы и обсуждать их.
В число методов социологического исследования входит изучение документов. Изучение документов может дать руководителю много полезной информации социального характера. Такими документами являются протоколы собраний, личные дела, решения, заявления, докладные и др.
Поскольку каждый коллектив объединяет людей разного возраста, образования, индивидуальных черт характера, темперамента, различных умений и способностей, руководитель должен учитывать также особенности психологии людей, понимать мотивы их поведения и действий, уметь распределять работу, с учетом индивидуальных особенностей каждого человека.
Социальный эксперимент. Социальный эксперимент – получение данных путём искусственного построения социальной ситуации. Для этого может быть создана специальная микрогруппа, изменяя условия деятельности которой можно проверить правильность рабочей гипотезы.
|
|
Мотивация с. 222 Кочеткова
Мотивация занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает причиной поведения сотрудников.
Мотивация – процесс побуждения человека к определённой деятельности. Мотив –это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определённому поведению, направленное на удовлетворение определённых потребностей. Потребности - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Притязания –пример. Бутербродов и ожидания –з.п. за один и тот же труд.
Существуют различные способы мотивации:
- нормативная мотивация – побуждение человека к определённому поведению посредством убеждения, информирования;
- принудительная мотивация – основывается на использование власти или угрозы ухудшения удовлетворения потребности сотрудника в случае невыполнения им определённых требований;
- стимулирование- воздействие непосредственно не на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ.
Стимул представляет собой те или блага, способные удовлетворить потребности. Стимул может не перерасти в мотив пр. строительство моста. Потребности - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо.
К числу основополагающих, классических внутриличностных теорий мотиваций принадлежит теория мотивации А. Маслоу. Он выделяет пять основных групп потребностей:
1. Физиологические потребности (потребности в пище, одежде, сне, жилье, отдыхе и т.д. Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, поэтому нередко их называют биологическими потребностями. Применительно к производству они проявляются как потребности в з.пл., отпуске, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении. Сотрудники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда. Для бюджетников – свободный режим, обучение за счёт организации, оплата коммунальных расходов, бесплатное питание, проезд и т.д.
2. Потребности в безопасности. Под ними имеются в виду физическая и экономическая б.з. (стабильная з.пл., страхование). Эти потребности выходят на первый план только после удовлетворения физических потребностей.
3. Социальные потребности. Они ориентируются на общение и эмоциональные связи между с другими. Будучи существами социальными люди испытывают потребности в общении. В организации это проявляется в том, что сотрудники входят в формальные и неформальные группы.
4. Потребности в уважении. К ним относятся потребности как в самоуважении, так и в уважении со стороны других, в том числе потребность в престиже, авторитете, власти, служебном продвижении. Эта потребность ориентирует человека на получение общественного признания, репутации.
5. Потребность в самореализации (самовыражении). Они включают в себя потребности в творчестве, реализации индивидуальных способностей, развитии личности.
Первые четыре группы являются потребностями дефицита, поскольку степень их удовлетворения имеет предел.
Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным условием мотивации. Человек должен верить, что выбранный им тип поведения действительно приведёт к желаемому результату. Поскольку сотрудники обладают различными способностями, то и вознаграждение они будут оценивать по разному. Следовательно, руководитель должен сопоставлять вознаграждение с потребностями. Оценка способностей зависит от деятельности руководства.
Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением других людей. Пока сотрудник не начнёт считать, что имеет справедливую оплату труда, он будет стремиться уменьшить интенсивность работы. (конверты)