Методы и приемы финансового менеджмента

Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте

В ходе изучения этой главы вы сможете получить представление:

• о месте инструментальных методов в арсенале финансового менед­жера;

• о дисконтировании и наращении;

- о сущности понятий «денежный поток», «настоящая стоимость» и «будущая стоимость»,

- о методах оценки настоящей и будущей стоимости денег, денежного потока,

- о видах риска и методах его измерения;

Финансовый менеджмент представляет собой сплав науки и искусства, формализованного и неформального, логиче­ского и интуитивного. Итогом деятельности финансового менеджера в любом конкретном случае является принятие решения финансового характера. Подразумевается, что это решение, как правило, должно быть осознанным и не спонтанным, т. е. у менеджера должны иметься определенные аргументы, оценки, расчеты, объясняющие целесообраз­ность принятия именно этого решения.

Основания для принятия реше­ния могут быть различными:

- можно полагаться на интуицию,

- а можно делать расчеты некоторого уровня сложности и основываться лишь на результатах этих расчетов.

С учетом сказанного уместно акцен­тировать внимание трех обстоятельствах:

- ин­туитивное принятие решения финансового характера в принципе воз­можно, но подобный подход не может иметь массового и регулярно по­вторяющегося характера.

- не допустим и прямо противопо­ложный вариант действий, в основе которого - абсолютная вера в непогрешимость формализованных расчетов, методов, оценок.

- ка­ковы ни были бы информационная база и инструментарий, с помощью которых была выстроена аргументация в пользу принятого решения, ответственность за него возлагается на менеджера - если результат ре­шения оказался неблагоприятным, нельзя винить в этом методы и рас­четы. Иными словами, виновен не инструмент, а лицо, его выбравшее и им воспользовавшееся.

Изначально решения в области управления финансами принима­лись в основном на интуитивной основе. Одной из характерных черт классической теории финансов (XVIII-XIX вв.) как раз и была ее описательность - каких-либо формализованных методов и счетных алго­ритмов ее создателями не предлагалось.

По мере усложнения биз­нес-отношений подобный подход становится неприем­лемым, т.к.:

- в прикладной аналитике разрабатываются количе­ственные методы обработки данных,

- финансовая математика начинает все более активно вторгаться в различные сферы бизнеса,

- компьютеризация позволяет обрабатывать большие базы данных

Все это способствует внедрению в финансовую науку и практику принципиально нового инструментария.

Приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менедже­ра, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы (Ковалев):

1) общеэкономические;

2) инструментальные (количествен­ные) методы принятия управленческих решений

3) специальные ме­тоды.

Приведем общую их характеристику.

Общеэкономические методы. К этой группе относятся:

- кредитова­ние и займы

- система кассовых и расчетных операций,

- система страхования,

- система финансовых санкций,

- залоговые операции,

- трансфертные операции,

- система амортизационных отчислений,

- система налого­обложения и др.

Общая логика подобных методов, их основные пара­метры, возможность или обязательность исполнения задаются центра­лизованно в рамках системы государственного управления экономи­кой, а вариабельность в их применении довольно ограниченна.

Пере­численные методы не являются специфически ориентированными на финансового менеджера, однако он должен иметь представление о них.

Инструментальные (количественные) методы. В эту группу вхо­дят методы:

- прогнозирования,

- факторный анализ,

- методы финансовой математики,

- моделирование и др.

Эти методы используются прежде всего в финансовом и налоговом планировании при обосновании решений в отношении проектов инвестирования и финансирования. Число инстру­ментальных методов огромно.

Специальные методы. По степени централизованной регулируемо­сти и обязательности применения эти методы занимают промежуточ­ное положение между первыми двумя группами. В эту группу вхо­дят:

- дивидендная политика,

- финансовая аренда (лизинг),

- факторинговые опера­ции,

- франчайзинг,

- фьючерсы и т. п.

Важной составной частью механизма управления финансовой деятельностью предприятия являются системы и методы ее анализа (см. рис).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: