Проблемы усовершенствования финансового механизма

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ПРЕДПРИЯТИЙ»

Автор Осипян Ю.Н.

Тема 1. Финансовый механизм и его составные элементы.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются финансовый механизм.

Финансовый механизм – совокупность финансовых методов и форм, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества.

Функционирование финансового механизма происходит в разных сферах и звеньях финансовых отношений. Отсюда составными частями финансового механизма является: финансовый механизм коммерческих предприятий, финансовый механизм некоммерческих организаций и учреждений, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов.

Учитывая, что в процессе круговорота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически нераздельные, некоторые ученые-экономисты склонны рассматривать единый финансово-кредитный механизм.

Финансовый механизм подразумевает наличие трех составляющих:

1) финансовые методы – финансовое планирование, оперативное управление финансами, финансовый контроль, финансовое обеспечение, финансовое регулирование;

2) финансовые рычаги – налоги, обязательные сборы, отчисления, нормы амортизации и проценты по кредитам, финансовые стимулы, финансовые санкции;

3) нормативно-правовое обеспечение.

Сочетание элементов финансового механизма – форм, видов, методов организации финансовых отношений составляет “конструкцию финансового механизма”, которая приводится в действие путем установления количественных параметров каждого элемента, то есть определение ставок и норм изъятия средств, объема фондов, уровня расходов и др.

Необходимо подчеркнуть, что состояние финансового механизма, степень его совершенства находится в зависимости от совершенствования всего хозяйственного механизма в целом и его отдельных элементов (механизма ценообразования, экономического стимулирования, кредитного механизма и др.). Основные направления перестройки финансового механизма исходят из общих заданий экономических преобразований в Украине.

Проблемы усовершенствования финансового механизма

В современных условиях реформирования экономики происходит совершенствование финансового механизма. Самые важные проблемы, которые решаются при этом это:

· создание предпосылок для развития рынка;

· обеспечение рациональных пропорций распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода;

· выход из финансового кризиса и обеспечения необходимых темпов экономического роста;

· научно-обоснованное финансовое планирование и прогнозирование объемов централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, их распределение и использование;

· повышение результативности финансового контроля;

· совершенствования механизма действия рычагов, стимулов и санкций;

· адекватное правовое и нормативное обеспечение функционирования всего финансового механизма.

Рассмотрим более детально элементы финансового механизма.

Финансовое планирование – деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов ведения хозяйства, их объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц, страны в целом.

Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, которые образуются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а результатом – составление разных видов финансовых планов и прогнозов.

Финансовый план – это план формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Финансовые планы складываются отдельными предприятиями, организациями, учреждениями, их объединениями (балансы доходов и расходов, сметы, бизнес-планы, платежные календари); на уровне министерств, ведомств, государственных комитетов, государственных целевых фондов; в разрезе отдельных территорий (местные бюджеты), а также на уровне страны в целом (Государственный бюджет Украины, сведенный бюджет, сведенный баланс финансовых ресурсов).

По продолжительности действия различают:

– перспективные финансовые планы (на период свыше 1 года);

–текущие (на 1 год);

–оперативные (на квартал, месяц).

Деятельность, связанная с составлением каждого финансового плана предусматривает выполнение определенных видов работ с использованием соответствующих методов.

Этапы и методы финансового планирования

Этапы Методы
Анализ выполнения показателей финансовых планов за предыдущий период Экономический анализ
Расчеты доходов и расходов на плановый период Коэффициентов, нормативный, экономико-математические методы
Сбалансирование доходов и расходов финансового плана Балансовый

Метод коэффициентов, или экстраполяции предусматривает распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период или распространение выборочных данных на другую часть совокупности исследуемых объектов, которые сами не были исследованы. Этот метод используется при индексации стоимости основных фондов, дооценки товарно-материальных ценностей в связи с инфляцией, при планировании прибыли, величины собственных оборотных средств и др. Преимущество метода коэффициентов заключается в его простоте, в то же время этому методу присущий существенный недостаток. Дело в том, что вместе с коэффициентами‚ которые используются при планировании финансовых показателей, механически на следующий период переносятся все недостатки, имевшие место в предыдущий период: внутренние резервы, как правило, не выискиваются.

Нормативный метод в финансовом планировании лишен указанного недостатка: он предусматривает расчет финансовых показателей на основе установленных норм и нормативов. Это нормативы образования фондов денежных средств, нормы амортизационных отчислений, нормативы распределения прибыли, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях и др. Нормативный метод является более эффективнымпри условии что нормы и нормативы отвечают следующим требованиям: они должны быть научно обоснованными; прогрессивными (т.б. ориентированными на лучший опыт); длительного действия; стабильными.

Нормативы бывают двух видов: нормативы, основанные на материальных нормах, которые представляют денежное выражение натуральных норм (при определении расходов бюджетных учреждений); нормативы как самостоятельные расчетные величины, которые отражают процессы формирования и распределения доходов, отчислений и др. (налоги, взносы в целевые фонды, нормативы распределения прибыли).

Балансовый метод в финансовом планировании предусматривает соответствие расходов источникам их покрытия, увязку всех разделов финансового плана, финансовых и производственных показателей, в результате чего достигается сбалансированность плана. В современных условиях этот метод приобретает особое значение потому что все расходы предприятий зависят от заработанных средств; предприятия стали полностью самостоятельными и должны рассчитывать только на собственные поступления, а не на помощь государства или министерства.

Предыдущая практика ведения хозяйства в нашей стране свидетельствует о недостаточном внимании к этому методу, что проявлялось в перераспределении средств внутри отраслей, использовании индивидуальных нормативов распределения прибыли, предоставлении дотаций убыточным предприятиям, а также местным бюджетам.

Направления усовершенствования финансового планирования:

  • обеспечение стабильных условий ведения хозяйства, а следовательно стабильных налогов, сборов, преодоление инфляции;
  • повышение роли перспективного финансового планирования, которое в последнее время почти не используется через наличие негативных тенденций в развитии экономики и невозможности точных расчетов финансовых показателей. Вместе с тем, как отдельные хозяйствующие субъекты, так и территории страны в целом заинтересованы в финансовом планировании на перспективу, так как много экономических процессов выходят за пределы одного года и нуждаются в своем обосновании;
  • широкое применение экономических нормативов, электронно-вычислительных машин, экономико-математических методов, автоматизированных систем управления в финансовом планировании;
  • дальнейшее расширение прав субъектов ведения хозяйства, органов местного самоуправления в финансовом планировании;
  • унификация финансовых планов в отдельных сферах деятельности.

Финансовый контроль – это один из элементов управления финансами; особая деятельность по проверке правильности стоимостного распределения валового национального продукта, образование и расходование фондов денежных средств.

Самые важные принципы финансового контроля: независимость. гласность; превентивность (предупредительный характер); действенность; регулярность; объективность; всеобъемлющий характер.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды.

- государственный финансовый контроль;

- общегосударственный финансовый контроль;

- ведомственный финансовый контроль;

- общественный финансовый контроль;

- аудит.

Государственный финансовый контроль проводят государственные органы власти и управления. Весь государственный контроль разделяется на общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный контроль имеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности во многом зависят пути экономического развития общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономических преступлений. Проводят общегосударственный контроль Кабинет Министров, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация и Государственная контрольно-ревизионная служба, местные государственные администрации, Государственный таможенный комитет и др.

Ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств. В последние годы в связи с ликвидацией большого количества министерств, появлением предприятий новых форм собственности масштабы ведомственного финансового контроля значительно сократились.

Общественный финансовый контроль — осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации).

Аудит – новый вид финансового контроля. Это независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих основах. Появление и развитие аудита в современных условиях перехода к рынку обусловлено следующим:

-отмиранием неэффективного ведомственного контроля;

- наличием предприятий новых форм собственности, для которых нет понятия "вышестоящая организация", которая осуществляет контроль за их деятельностью;

- невозможностью общегосударственными органами финансового контроля охватить регулярными и глубокими проверками все субъекты ведения хозяйства, что и возлагается на аудиторские фирмы.

В зависимости от времени проведения выделяют следующие формы финансового контроля:

Предыдущий - проводится к осуществлению финансовых операций; текущий, в процессе финансовых операций (перечисления налогов, собраний, образования фондов денежных средств, осуществления выплат и др.); следующий - проводится по окончанию определенных периодов, по итогам месяца, квартала, года.

Методы финансового контроля, как конкретные приемы его проведения, разделяются на документальные (ревизии и проверки) и натуральные (инвентаризации. лабораторный анализ, контрольное обмерение, контрольный запуск сырья в производство и тому подобное).

Ревизия – это метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального разоблачения недостач, расходов, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений.
Ревизии бывают:

· комплексные, что охватывают все стороны деятельности предприятия:

· частичные (охватывая ее лишь отдельные стороны);

· тематические (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

· плановые и внеплановые;

· сплошные и выборочные (в зависимости от полноты привлечения документов).

Проверка – это обследование и определение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их подразделов.

Самое важное место среди органов, которые проводят общегосударственный контроль, принадлежит Государственной налоговой администрации Украины, Государственной контрольно-ревизионной службе Украины.

Государственная налоговая администрация состоит из Государственной налоговой администрации Украины, Государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым, областях, районах, городах и районах в городах.

Государственная контрольно-ревизионная служба Украины действует при Министерстве финансов Украины и ему подчиняется. Расходы на содержание этой службы финансируются из государственного бюджета. Состоит из Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделов (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах.

Основными заданиями счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансово-экономического контроля являются контроль за своевременным выполнением Государственного бюджета финансированием общегосударственных программ; заключением соглашений о государственных ссудах и кредитах; за использованием золотого запаса, драгоценных металлов, камней; предоставлением кредитов и осуществлением операций из размещения золотого резерва и резерва в иностранной валюте.

Счетная палата осуществляет ревизии и проверки по финансовым вопросам, в аппарате Верховной Рады, органах исполнительной власти, Национального банка, Фонде государственного имущества, других подчиненных Верховной Раде органах, а также на предприятиях и в организациях.

Аудит осуществляется независимыми лицами – аудиторами или аудиторскими фирмами.Аудиторские проверки могут проводиться по инициативе руководства или владельцев, основателей, хозяйствующего субъекта. Кроме того, для определенного перечня предприятий и организаций действующим законодательством установленный обязательный аудит, в частности: банков, инвестиционных фондов, инвестиционных компаний, других небанковских финансовых учреждений, которые осуществляют привлечение средств граждан или привлечение или торговлю ценными бумагами (кроме операций из выпуска (эмиссии) собственных корпоративных прав), бирж, страховых компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов.

Финансовое регулирование деятельности происходит, в первую очередь, через налогообложение как изъятие части доходов предприятий и организаций, а также населения и направление этих средств в бюджеты и государственные целевые фонды для удовлетворения государственных потребностей. В условиях рыночной экономики использования административных методов влияния слишком ограничено, и поэтому главный акцент в регулировании экономики делается на налогообложение.

Существует много интересных примеров государственного регулирования экономики через систему налогообложения. Так, в Швеции в годы подъема взимался особенный налог на инвестиции с целью задержки их роста, в периоды экономических спадов он снижался или отменялся для поощрения поступлений капиталов. В этой стране применялась также система инвестиционных резервов: монополиям позволялось до 40% коммерческих доходов откладывать в инвестиционные резервы, которые не подлежали налогообложению. В периоды спадов эти резервы привлекались для расширения капиталовложений. Чтоб ускорить концентрацию капитала в США при слиянии компаний, вновь созданная компания освобождалась от налогов на протяжении года, если хоть бы одна из объединенных компаний была убыточной. Во Франции для компаний, которые слились или реорганизовались, давалась отсрочка в уплату налогов, некоторые виды акций освобождались от налогообложения. В свое время во многих странах широкого развития приобрела система протекционизма – путем установления высоких таможенных налогов на импорт государства поддерживались высокие цены на внутреннем рынке, развивался демпинг как одно из средств экономической борьбы за передел рынков.

Составной частью механизма наряду с финансовыми методами являются финансовые рычаги.

Конкретными формами осуществления процессов распределения и перераспределения созданной стоимости являются финансовые рычаги, к которым относятся налоги, обязательные сборы, нормы амортизационных отчислений, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях, арендная плата, процент за кредит, дотации, субсидии, субвенции, поощрительные фонды, штрафы, пеня, премии и др.

Особенностью финансовых рычагов является то, что они основываются на учете экономических интересов государства, предприятий, организаций, населения.

Среди всех финансовых рычагов особое место занимают налоги и сборы с помощью которых государство мобилизирует средства для выполнения положенных на нее функций, а также влияет на предпринимательскую деятельность и стимулирует ее, способствует инвестиционной активности, определяет пропорции накопления и потребления, обеспечивает рациональное использование ограниченных природных ресурсов и тому подобное. Система налогообложения в Украине находится в процессе реформирования, заданиями которого является:

o ослабление налогового бремени на производителей

o предоставление льгот инвесторам и экспортерам готовой продукции

o обеспечение стабильности и простоты в уплате налогов

o избежание двойного налогообложения

o усиление ответственности за уплату налогов.

Одним из направлений влияния государства на темпы общественного воспроизводства является установление норм амортизационных отчислений, определение методов начисления амортизации, применение ускоренной амортизации с целью содействия развитию научно-технического прогресса. При этом особенное значение приобретает научное обоснование размеров норм амортизации потому что, как их значительное увеличение, так и уменьшение имеет негативные последствия.

Для заинтересованности субъектов ведения хозяйства в достижении определенных результатов используются финансовые стимулы. К ним принадлежат поощрительные фонды, которые образуются из прибыли, бюджетное финансирование эффективных направлений развития народного хозяйства (в том числе дотации предприятиям, деятельность которых имеет важное значение для экономики), финансирование подготовки и переподготовки кадров, специальные финансовые льготы (льготы по налогам и возможность проведения ускоренной амортизации).

Поощрительные фонды из прибыли предприятий создают необходимые стимулы для достижения лучших результатов ведения хозяйства, так как именно эти фонды являются главным источником средств для материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных потребностей и производственного развития. Определение приоритетности тех или иных направлений использования чистой прибыли является исключительно внутренним делом самих предприятий.

Специальные финансовые льготы также способствуют созданию благоприятных условий для отдельных хозяйственных субъектов и применяются преимущественно в виде полного или частичного освобождения от налогов, применение дифференцированных ставок налогообложения, исключение определенных сумм из облагаемых налогом доходов, предоставление права на проведение ускоренной амортизации. Одновременно рыночный механизм предусматривает создание для всех предпринимательских структур равных условий для деятельности, и поэтому перечень льгот в налогообложении не должен быть значительным.

К финансовым стимулам принадлежит и финансирование за счет государственных средств развития отраслей народного хозяйства, их структурной перестройки подготовки и повышения квалификации рабочей силы, научно-исследовательских работ, природоохранных мероприятий. Но в современных условиях хронического дефицита централизованных финансовых ресурсов объем средств, направляемых на удовлетворение указанных потребностей, ограничен.

В финансовых рычагах важное место занимают финансовые санкции как особенные формы организации финансовых отношений, призванные усилить материальную ответственность субъектов ведения хозяйства в выполнении взятых обязательств (договорных условий, уплаты налогов и собраний и тому подобное).

В условиях рынка роль финансовых санкций значительно растет. Самыми распространенным среди них является штраф и пеня.

Штраф – это мера материального влияния на виновных в нарушении законодательства, соглашений или действующих правил. Налагаются, как правило, в твердой денежной сумме.

Пеня – применяется при несвоевременном выполнении денежных обязательств и насчитывается за каждый день просрочки. Размер пени устанавливается в процентах от суммы просроченного платежа.

Составной частью механизма рядом с финансовыми методами и финансовыми рычагами является нормативно-правовое обеспечение.

Для нормального функционирования финансового механизма, а в его составе финансовых методов и рычагов, необходимо соответствующее их нормативно-правовое обеспечение, которое представлено, в первую очередь, Конституцией РФ, большим количеством законов, а также подзаконных нормативно-правовых актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: