double arrow

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5 страница

Расчеты, произведенные по данной формуле, показывают, что уровень рентабельности капитала возрос на 0,92% - с 20,21 до 21,13%. На этот рост отдельные факторы оказали следующее влияние:

1) снижение размера прибыли на 1 р. выручки снизило уровень рентабельности капитала на 0,75%

Р01 – Р0 = 19,46 – 20,21 = -0,75%;

2) увеличение коэффициента оборачиваемости оборотных средств подняло уровень рентабельности капитала на 0,14%

Р02 – Р01 = 19,60 – 19,46 = 0,14%;

3) повышение фондоотдачи основных фондов увеличило уровень рентабельности капитала на 1,52%

Р03 – Р02 = 21,12 – 19,60 = 1,52%;

4) рост фондоотдачи нематериальных активов поднял уровень рентабельности капитала на 0,01%

Р1 – Р03 = 21,13 – 21,12 = 0,01%.

Итого -0,75 + 0,14 + 1,52 + 0,01 = 0,92%.

Задание 8. Определить уровень рентабельности капитала на начало года и на конец отчетного периода. Прокомментировать полученные результаты. Исходные данные: выручка от реализации продукции, тыс. р. – 120000 и 130000; балансовая прибыль, тыс. р. – 20000 и 22000; коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты – 22,6 и 14,2; фондоотдача основных фондов, р. – 2,7 и 2,9; фондоотдача нематериальных активов, р. – 300 и 350.

Задание 9 для самостоятельной работы. Определить по вариантам уровень рентабельности капитала на начало года и на конец отчетного периода. Прокомментировать полученные результаты. Исходные данные представлены в табл. 2.35.


Таблица 2.35

Данные по вариантам для анализа уровня рентабельности капитала на начало года и на конец отчетного периода




Вид оборотных средств Варианты
1-10
На начало года На конец года
Выручка от реализации продукции, тыс. р.
Балансовая прибыль, тыс. р.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты
Фондоотдача основных фондов, р. 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,00 2,1 2,2 2,3 2,4
Фондоотдача нематериальных активов, р.

2.4.3.5. Анализ уровня самофинансирования

Самофинансирование означает финансирование за счет собственных источников: амортизационных отчислений и прибыли. Термин «самофинансирование» выделяется из общепринятого положения финансирования производственно-торгового процесса, что обусловлено, прежде всего, повышением роли амортизационных отчислений и прибыли в обеспечении хозяйствующих субъектов денежным капиталом за счет внутренних источников накопления. Однако хозяйствующий субъект не всегда может полностью обеспечить себя собственными финансовыми ресурсами и поэтому широко использует заемные и привлеченные денежные средства как элемент, дополняющий самофинансирование. Принцип самофинансирования реализуется не только на стремлении накопления собственных денежных источников, но и на рациональной организации производственно-торгового процесса, постоянном обновлении основных фондов, на гибком регулировании на потребности рынка. Именно сочетание этих методов в хозяйственном механизме позволяет создать благоприятные условия для самофинансирования, то есть выделение больше собственных денежных средств на финансирование своих текущих и капитальных потребностей [13].



Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного веса собственных источников. Уровень самофинансирования можно определить с помощью коэффициента самофинансирования:

(2.59)

где Кс – коэффициент самофинансирования;

П – прибыль, направляемая в фонд накопления, р.;

А – амортизационные средства, р.;

З – кредиторская задолженность и другие привлеченные средства, р.;

Анализ уровня самофинансирования хозяйствующего субъекта приведен в табл. 2.36.

Из данных табл. 2.36 видно, что коэффициент самофинансирования в отчетном году равен 55,5. Это означает, что объем собственных источников финансирования развития производства хозяйственного субъекта в 55,5 раза превышает объем привлеченных средств. Рост коэффициента самофинансирования на 5,2 ед. – с 50,3 до 55,5 свидетельствует о повышении уровня самофинансирования на 10,3% .

Таблица 2.36

Анализ уровня самофинансирования хозяйственного субъекта за год

Показатели Прошлый год Отчетный год Изменения
Прибыль, отчисляемая в фонд накопления, тыс. р. +480
Амортизационные отчисления, тыс. р. +390
Заемные средства, тыс. р. -5
Кредиторская задолженность и другие привлеченные средства, тыс. р. -13
Коэффициент самофинансирования, ед. 50,3 55,5 +5,2

Задание 9. Выполнить анализ уровня самофинансирования предприятия. Данные представить в виде таблицы 4.29. Прокомментировать полученные результаты. Исходные данные на начало года и на конец отчетного периода, в тыс. р. Прибыль, отчисляемая в фонд накопления – 10100 и 12000. Амортизационные отчисления – 27000 и 30000. Кредиторская задолженность и другие привлеченные средства – 800 и 750. Заемные средства – 50 и 40.

2.4.4. Тест. Анализ финансового состояния предприятия

1. Анализ финансового состояния предприятия представляет собой:

1.1 глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов в едином производственно-торговом процессе;

1.2 метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

2. Цели анализа финансового состояния предприятия:

2.1 определение финансового положения;

2.2 выявление изменений в финансовом состояния в пространственно-временном разрезе;

2.3 выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии предприятия;

2.4 прогноз основных тенденций финансового состояния предприятия;

2.5 оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйственного субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

3. Выделяются следующие виды финансового анализа:

3.1 внутренний анализ;

3.2 внешний анализ;

3.3 внутренний и внешний анализ.

4. Задачи анализа финансового состояния предприятия:

4.1 выявление рентабельности и финансовой устойчивости;

4.2 изучение эффективности использования финансовых ресурсов;

4.3 установление положения предприятия на финансовом рынке и количественное измерение его финансовой конкурентоспособности;

4.4 оценка степени выполнения плановых финансовых мероприятий, программ, плана финансовых показателей;

4.5 оценка мер, разработанных для ликвидации выявленных недостатков и повышения отдачи финансовых ресурсов.

5. Финансовое состояние предприятия:

5.1 это характеристика его финансовой конкурентоспособности, то есть платежеспособности, кредитоспособности;

5.2 это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйственными субъектами;

5.3 отражает все стороны его производственно-торговой деятельности.

6. Финансовое состояние предприятия включает:

6.1 анализ доходности (рентабельности);

6.2 анализ финансовой устойчивости;

6.3 анализ кредитоспособности;

6.4 анализ использования капитала;

6.5 анализ уровня самофинансирования.

7. Источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служит:

7.1 квартальная бухгалтерия отчетность;

7.2 годовая бухгалтерская отчетность;

7.3 бухгалтерский баланс – форма № 1;

7.4 отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

7.5 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах: отчет об измерениях капитала – форма № 3; отчет о движении денежных средств – форма № 4;приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;

7.6 статистическая отчетность;

7.7 оперативная отчетность;

7.8 финансовая отчетность.

8. Виды анализа финансовых отчетов:

8.1 горизонтальный анализ (временной) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

8.2 вертикальный анализ (структурный) – определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

8.3 трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, необходимой для перспективного прогноза анализа;

8.4 анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям предприятия, определение взаимосвязи показателей;

8.5 сравнительный анализ – это 1) внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия и его подразделений, так и межхозяйственный анализ показателей предприятия с показателями конкурентов, среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.

9. Методы (приемы, способы) анализа финансового состояния предприятия:

9.1 сравнения;

9.2 сводки и группировки;

9.3 балансовый метод;

9.4 цепной подстановки;

9.5 разниц;

9.6 экономико-математического моделирования;

9.7 математико-статистические методы изучения связей.

10. Доходность предприятия характеризуется:

10.1 абсолютным показателем;

10.2 относительным показателем;

10.3 абсолютным и относительным показателями.

11. Абсолютный показатель доходности предприятия это:

11.1 сумма прибыли (доходов);

11.2 чистая прибыль от реализации продукции;

11.3 доход от внереализационных операций.

12. Относительный показатель доходности предприятия это:

12.1 уровень рентабельности;

12.2 рентабельность.

13. Рентабельность продукции – это:

13.1 отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости ее производства;

13.2 отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости (полным издержкам) ее производства и обращения.

14. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на:

14.1 переменные и постоянные;

14.2 условно-постоянные и переменные;

14.3 постоянные, полупеременные и переменные.

15. Точка безубыточности:

15.1 точка, для которой сумма полученной выручки равна сумме чистого объема;

15.2 точка, в которой сумма чистого объема продаж (чистого дохода), НДС, акцизов и других обязательных платежей равна сумме себестоимости продукции.

16. Балансовая (валовая) прибыль это:

16.1 разность между чистым объемом продаж и себестоимостью проданной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы;

16.2 сумма прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации, доходов (за вычетом расходов) по внереализационным операциям;

16.3 доходы от обычных видов деятельности за минусом себестоимости, НДС, акцизов плюс прибыль от прочей реализации плюс доходы (за вычетом расходов) по внереализационным операциям.

17. Финансово устойчивым является такое предприятие, которое:

17.1 привлекает банковские ссуды для своего функционирования и развития;

17.2 рационально организует и использует оборотные средства;

17.3 за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

18. Анализ финансовой устойчивости включает:

18.1 анализ состава и размещения активов предприятия;

18.2 анализ динамики и структуры источников финансовых ресурсов;

18.3 анализ наличия собственных оборотных средств;

18.4 анализ кредиторской задолженности;

18.5 анализ наличия и структуры оборотных средств;

18.6 анализ дебиторской задолженности;

18.7 анализ платежеспособности.

19. Финансовые ресурсы предприятия это:

19.1 совокупность собственных денежных средств предприятия;

19.2 совокупность собственных денежных средств и поступлений извне;

19.3 совокупность собственных денежных средств и поступлений извне, находящихся в распоряжении предприятия и предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.

20. Реальные активы это:

20.1 нематериальные активы;

20.2 износ основных фондов и материалов;

20.3 использование прибыли;

20.4 заемные средства;

20.5 реально существующее собственное имущество и финансовые вложения по их действительной стоимости.

21. Для оценки финансовой устойчивости предприятия используются:

21.1 темп прироста реальных активов;

21.2 коэффициент автономии;

21.3 коэффициент финансовой устойчивости (коэффициент соотношения заемных и собственных средств);

21.4 коэффициент финансовой зависимости;

21.5 коэффициент покрытия инвестиций.

22. К неоправданной кредиторской задолженности относится:

22.1 задолженность поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам;

22.2 кредиторская задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам и акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил.

23. К неоправданной дебиторской задолженность относится:

23.1 задолженность по претензиям, возмещению материального ущерба (недостачи, хищения, порча ценностей);

23.2 незаконное отвлечение оборотных средств и нарушения финансовой дисциплины.

24. Коэффициент платежеспособности представляет собой:

24.1 соизмерение наличия и поступления средств с платежами первой необходимости;

24.2 отношение имеющихся в наличии денежных сумм к сумме срочных платежей на определенную дату или на предстоящий период.

25. Кредитоспособность:

25.1 наличие у предприятия предпосылок для получения кредита и его возврата в срок;

25.2 финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.

26. Ликвидность предприятия это:

26.1 способность быстро погашать свою задолженность;

26.2 ликвидность его баланса;

26.3 способность быстро ликвидироваться.

27. Показатели, используемые при анализе кредитоспособности:

27.1 норма прибыли на вложенный капитал;

27.2 коэффициент абсолютной ликвидности;

27.3 коэффициент текущей ликвидности;

27.4 коэффициент финансовой устойчивости;

27.5 коэффициент привлечения средств.

28. Главные причины необеспечения кредитоспособности предприятия:

28.1 наличие неоправданной дебиторской задолженности;

28.2 нарушение обязательств перед клиентами;

28.3 накопление избыточных производственных и товарных запасов;

28.4 низкая эффективность хозяйственной деятельности;

28.5 замедление оборачиваемости оборотных средств.

29. Под эффективностью использования капитала понимается:

29.1 отношение прибыли от реализации продукции к основным фондам, оборотным средствам, нематериальным активам;

29.2 величина прибыли, приходящейся на один рубль вложенного капитала.

30. Эффективность использования оборотных средств характеризуется:

30.1 отношением полученных результатов к затратам;

30.2 отношением прибыли от реализации продукции к их себестоимости;

30.3 их оборачиваемостью.

31. Фондоотдача основных фондов устанавливается отношением:

31.1 прибыли от реализации продукции к стоимости основных фондов;

31.2 стоимость основных фондов к объему выручки от реализации продукции;

31.3 объема выручки от реализации продукции к средней стоимости основных фондов.

32. Фондоемкость продукции:

32.1 характеризуется стоимостью основных фондов;

32.2 есть величина, обратная фондоотдаче;

32.3 характеризует затраты основных средств (в копейках), авансированных на один рубль выручки от реализации продукции.

33. Уровень рентабельности капитала измеряется отношением:

33.1 прибыли от реализации продукции к стоимости основных средств;

33.2 выручки от реализации продукции к стоимости основных и оборотных средств;

33.3 балансовой прибыли к величине капитала.

34. Уровень рентабельности капитала находится в прямой зависимости от:

34.1 уровня балансовой прибыли;

34.2 коэффициента оборачиваемости оборотных средств;

34.3 фондоотдачи основных фондов;

34.4 фондоотдачи нематериальных активов;

34.5 уровня балансовой прибыли на 1 р. Выручки, коэффициента оборачиваемости оборотных средств, фондоотдачи основных фондов, фондоотдачи нематериальных активов.

35. Самофинансирование означает финансирование за счет:

35.1 чистой прибыли;

35.2 амортизационных отчислений;

35.3 использования заемных и привлеченных денежных средств;

35.4 амортизационных отчислений и прибыли.

2.4.5. Рекомендуемая литература

Законы и нормативные акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. – 15-е изд., с изм. и доп. по сост. на 15 октября 1999 г. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 560 с.

2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятия» от 20 мая 1994 г. № 498.

5. Положение по бухгалтерскому учете «Доходы организаций» ПБУ 9/99 (Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32-н).

Учебники, монографии

1. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: учеб. пособие / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 80 с.

2. Вахрин П.И. Финансовый анализ коммерческой и некоммерческой организации / П.И. Вахрин. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001.

3. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 424 с.

4. Лавренова Г.А. Финансовый анализ деятельности предприятия: учеб. пособие / Г.А. Лавренова, Л.М. Белых. – Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2002. – 116 с.

5. Практикум по финансам предприятий: учеб. пособие / под ред. проф. П.И. Вахрина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. – 200 с.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Минск.: Новое знание, 2002. – 704 с.

7. Стоянова Е.С. Управление оборотным капиталом / Е.С. Стоянова, Е.В. Быкова, И.А. Бланк. – М.: Перспектива, 1998.

8. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учеб. пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2000.


2.5. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.5.1. Цели и задачи практического занятия и самостоятельной работы

Целями проведения практического занятия и самостоятельной работы по теме «Финансовое планирование на предприятии» является закрепление и развитие теоретических знаний и получение навыков прогнозирования и планирования финансово хозяйственного субъекта.

В процессе подготовки и выполнения заданий на практических занятиях и самостоятельной работе необходимо уяснить сущность финансового прогнозирования и планирования, их цели, задачи и методы, ознакомиться с содержанием финансового плана и методической его составления, оперативным финансовым планированием.

Для оценки имеющихся и приобретенных знаний требуется ответить на контрольные вопросы и тест.

2.5.2. Вопросы для самопроверки

1. Основные понятия в области финансового прогнозирования на предприятии.

2. Задачи и этапы финансового прогнозирования и планирования.

3. Методы финансового прогнозирования и планирования.

4. Оптимистический, наиболее вероятный и пессимистический экономические прогнозы.

5. Виды финансовых планов предприятия.

6. Финансовый план предприятия.

7. Мероприятия предшествующие разработке финансового плана.

2.5.3. Финансовое прогнозирование на предприятии

Прогноз (от греческого prognosis предсказание, суждение о состоянии явления в будущем) – научно-обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономических объектов и характеризующие это состояние показатели. Разработку, составления прогнозов называют прогнозированием.

Финансовое прогнозирование представляет процесс разработки возможных путей увеличения финансов предприятия в перспективе [34].

Основная задача финансового прогнозирование заключается в определении объемов финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде, нахождение источников их формирования, направлений эффективного использования.

Выделяются четыре этапа финансового прогнозирования:

- определение будущего объема реализации продукции;

- расчет потребности предприятия в активах и определение необходимых изменений в основных и оборотных средствах;

- расчет величины и структуры обязательств предприятия;

- расчет изменений в финансовом положении предприятия.

Под методами финансового прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышлений, позволяющих их основе анализа ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.

По степени формализации методы экономического прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной мощности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппу относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое и матричное моделирование.

Задание. Выполнить финансовый прогноз в неизменных ценах, используя оптимистические, наиболее вероятные и пессимистические темпы изменения показателей на два планируемых года. Заполнить табл. 2.37 с учетом следующих предпосылок в прогнозе [39, с. 68-72].

1. Темпы роста выручки по годам стабильны.

2. Темпы роста издержек зависят от темпов роста выручки [табл. 2.38].

3. Темпы роста прибыли от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций равны темпам рота выручки.

4. Налоговые ставки неизменны.

5. Тепы роста прибыли рассчитываются по формуле:

(2.60)

где Jп – индекс роста прибыли;

Jв – индекс роста выручки;

Jз – индекс роста затрат;

Bi-1 – выручка базисного периода;

Зi-1 – затраты в базисном периоде.

6. Доля платежей в бюджет от прибыли принимается на уровне отчетного.

7. Необходимо учитывать следующую зависимость темпов изменения издержек (условно-постоянных, условно-переменных) от темпов изменения выручки. При оптимистическом (выше среднего значения) прогнозе темпа роста выручки прогнозы изменения издержек следующие:

оптимистический прогноз – снижаются переменные издержки на единицу продукции;

наиболее вероятный прогноз – постоянные издержки не меняются, переменные издержки на единицу продукции не меняются;

пессимистический прогноз – постоянные издержки растут.

При наиболее вероятном прогнозе темпа роста выручки изменения издержек следующие::


Таблица 2.37

Финансовые результаты ОАО «ОСА» за отчетный и прогнозный периоды, тыс. руб.

Показатель Отчет-ный год Прогноз по годам
Первый год Второй год
Оптим. Наиб. вероят. Пессим. Оптим. Наиб. вероят. Пессим.
1.Выручка от про-даж (без НДС и акцизов)            
2.Затраты: при оптимистичес-ком прогнозе выручки -   - -   - -
при наиболее веро-ятном прогнозе выручки -   - -   -
при пессимистичес-ком прогнозе выручки - - -   - -  
3.Прибыль от прочей реализации            
4.Прибыль от внереализационных операций -35
5.Прибыль валовая (балансовая)            
6.Платежи в бюджет            
7.Чистая прибыль            

Таблица 2.38

Прогнозные темпы роста выручки и затрат предприятия по экспериментальным оценкам

Темпы роста выручки Темпы роста затрат
Оптимисти-ческий прогноз Наиболее вероятный прогноз Пессимисти-ческий прогноз
Оптимистический прогноз - 1,2 1,05 1,15 1,25
Наиболее вероятный прогноз - 1,05 0,95 1,02 1,1
Пессимистический прогноз - 0,9 0,9 1,0 1,1





Сейчас читают про: