Бюджетное финансирование

Бюджетная классификация.

Бюджетная классификация – единое систематизированное группирование доходов, расходов, кредитования, финансирования бюджета и государственного долга по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам по законодательству Украины и международных стандартов.

Бюджетная классификация применяется для осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения анализа в разрезе доходов, а также организационных, функциональных и экономических категорий расходов, обеспечение общегосударственной и международной сопоставимости бюджетных показателей.

Бюджетная классификация включает:

1) классификация доходов бюджета;

2) классификация расходов бюджета;

3) классификация кредитования бюджета;

4) классификация финансирования бюджета;

5) классификация долга.

Доходы бюджета классифицируются по следующим разделам:

- налоговые поступления определяются налоговыми законами Украины;

- неналоговые поступления (административные сборы и платежи, штрафы и финансовые санкции, пошлины, доходы от продажи);

- доходы от операций с капиталом;

- трансферты – средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе от других органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, других иностранных или международных организаций.

Расходы бюджета классифицируются по разделам:

1) функциональная классификация – группирование расходов бюджета по функциям, которые выполняются государством при осуществлении расходов;

2) экономическая классификация расходов – группирование расходов по экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (заработная плата, начисления на зарплату, приобретение предметов, материалов, медикаментов, продуктов питания, оплата услуг связи, коммунальных услуг, энергоносителей и т.д.). По экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование с учетом погашения, состав которых определяется министерством финансов;

3) ведомственная классификация расходов бюджета содержит перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.

С внедрением программно-целевого метода формирования бюджета возникла необходимость в разработке новой классификации расходов бюджета – программной. Однако, функциональная классификация не потеряла своей актуальности, поэтому их объединение (программной и функциональной) является очень важным: функциональная классификация объединяет все программы согласно функций государства – по направлениям деятельности, а программная классификация используется для планирования расходов бюджета по программам. При этом четко определяются цель и задачи каждого распорядителя бюджетных средств, и пересматривается дальнейшая оценка эффективности их использования.

Классификация кредитования детализирует предоставление кредитов из бюджета и их возврат. По своей экономической сущности выдача кредитов не относится к категории расходов бюджета, так как кредитование не является безвозвратным платежом.

Целью таких платежей является проведение экономической политики, а не управление ликвидностью или получение прибылей.

В результате предоставления кредитов за счет бюджетных средств у заемщиков появляются обязательства перед бюджетом, и эти средства обязательно должны быть возвращены в бюджет, что, по сути, является ресурсами бюджета, которые могут быть направлены как на дальнейшее предоставление кредитов, так и на осуществление расходов.

Различают внутреннее и внешнее кредитование.

Внутреннее кредитование предусматривает кредитование органов управления других уровней, государственных предприятий, финансовых учреждений.

Внешнее кредитование включает в себя кредитование и платежи в счет его погашения, которые предоставляются зарубежным странам, международным организациям, предприятиям, частным лицам и другим экономическим субъектам.

Классификация финансирования бюджета определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета направления использования финансовых ресурсов, которые образовались в результате превышения доходов бюджета над его расходами.

Классификация финансирования бюджета осуществляется по таким признакам:

1) финансирование по типу кредитора – по категориям кредитов или владельцев долговых обязательств;

2) финансирование по типу долгового обязательства – по средствам, которые используются для финансирования дефицита или профицита.

Классификация долга систематизирует информацию о всех долговых обязательствах государства, АРК, местного самоуправления и осуществляется о тем же признакам, что и классификация бюджета, а именно по типу кредитора и по типу долгового обязательства.

Классификация долга по типу кредитора осуществляется по типу получателя долгового обязательства и включает:

а) внутренний долг (задолженность по ссудам, задолженность перед банковскими учреждениями, другими органами управления);

б) внешний долг (задолженность по ссудам, полученным от международных организаций экономического развития, органов управления иностранных государств, иностранных коммерческих банков и т.д.).

Классификация долга по типу долгового обязательства:

а) внутренний долг (задолженность по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным обязательствам и др.);

б) внешний долг (задолженность по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным обязательствам и векселям и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: