, (11.60)
где fo – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба (значения F 0 определяют экспериментально на зубчатых колесах и выбирают по справочникам в зависимости от материала и термообработки); SF – коэффициент безопасности (выбирают по справочникам), он изменяется в интервале: SF 1,55 – 1,75; KFC – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (например реверсивные передачи и т. п.); KFC – 1 при односторонней нагрузке; КFC = 0,7 – 0,8 при реверсивной нагрузке; KFL – коэффициент долговечности, методика расчета аналогична расчету KHL (см. выше).
При твердости <350НВ, а также для зубчатых колес со шлифованной переходной поверхностью зубьев m = 6 и
. (11.61)
При твердости >350 НВ и нешлифованной поверхностью зубьев т = 9 и
. (11.62)
Рекомендуется принимать NFO = 4·106 для всех сталей.
При постоянной нагрузке эквивалентное число циклов NFE находят по формуле (11.54). При переменной нагрузке по аналогии с формулой (11.59)
. (11.63)
Здесь учтено, что напряжения изгиба пропорциональны нагрузке.
|
|
Допускаемые напряжения для проверки прочности зубьев при перегрузках. Кратковременные перегрузки при запуске (см. момент Тпик на рисунке 11.18), не учитываются при расчете на усталость и могут привести к потере статической прочности зубьев. Поэтому после определения размеров передачи по сопротивлению усталости необходимо проверить статическую прочность при перегрузках.
Максимальные контактные напряжения mах при перегрузке моментом Тпик определяются через известное напряжение [см. формулу (11.9)]:
, (11.64)
где н — расчетные контактные напряжения; Тmах = Т 1 – наибольший момент (см. рисунок 11.18); mах – предельное допускаемое напряжение.
при нормализации, улучшении или объемной закалке зубьев (– предел текучести материала).