double arrow

Лекция 15. Тема: «Категории диалектики»


Тема: «Категории диалектики»

План:

1. Детерминизм и индетерминизм.

2. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности

3. Основные категории.

1. Детерминизм и индетерминизм.

Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онтологический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир есть неупорядоченный хаос. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.

Термин «детерминизм» происходит от латинского слова «determinare» — определять, отделять. Первоначальные представления о связи между явлениями возникли в силу особенностей практической деятельности человека. Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимообусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение нашло выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII—XVIII вв. привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.




Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Так, например, один из сторонников этого типа детерминизма Б. Спиноза считал, что случайным мы называем явление только по причине недостатка наших знаний о нем. А другой ученый XVIII в. П. Лаплас утверждал, что если бы мы были осведомлены обо всех явлениях, происходящих в данный момент в природе, то смогли бы логически вывести все события будущего. Следствием механистического детерминизма является фатализм — учение о всеобщей предопределенности явлений и событий, которое фак­тически сливается с верой в божественное предопределение.

Проблема ограниченности механистического детерминизма особенно ясно обозначилась в связи с открытиями в квантовой физике. Закономерности взаимодействий в микромире оказалось невозможным описать с точки зрения принципов механистического детерминизма. Новые открытия в физике поначалу привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа. Механистический детерминизм перестал ассоции­роваться с детерминизмом вообще. Как писал физик М. Борн, «утверждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необосновано. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она пе­рестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений». Причинность, таким образом, не изгоняется из науки, просто изменяются представления о ней, следствием чего является трансформация принципа детерминизма.



Новые физические открытия и обращение философии XX в. к проблемам человеческого бытия способствовали активизации индетерминизма. Индетерминизм — онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий характер причинности. Индетерминизм утверждает, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии. Например, в философии Нового времени наряду с детерминизмом Б. Спинозы существовала индетерминистическая концепция Д. Юма, сводящего причинность к понятию привычки человеческого ума связывать события определенным образом (2.4). Однако в классической философии ведущей позицией оставался все-таки детерминизм.

В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, отказавшейся от отождествления личности только с ее разумной ипостасью, позиции индетерминизма усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на понимание связи между явлениями только в механистическом и фаталистическом духе. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и праг­матизм ограничивают сферу детерминизма природой, а для понимания событий и явлений в культуре предлагается принцип индетерминизма.



Современное представление о детерминизме российские авторы П. Алексеев и А: Панин конкретизируют в следующих принципах:

S принцип всеобщей взаимосвязи явлений и событий;

S принцип причинности;

■S принцип многообразия типов детерминации;

S принцип закономерности отношений обусловливания.

Первый принцип — взаимосвязи явлений — носит общий характер и фиксирует наличие связи между явлениями мира, их неизолированность друг от друга.

Принцип причинности — центральный; он устанавливает наличие между всеми явлениями и событиями мира отношений причин и следствий. Однако отождествление причинности и детерминизма, характерное для классической философии, является ошибочным, поскольку сводит представления о всеобщей связи между явлениями только к одному их типу. Сущность принципа причинности заключается в утверждении существования таких связей между явлениями, при которых одно из явлений обусловливает возникновение и развитие другого, определяя его свойства.

Границы между причиной и условиями относительны, в некоторых случаях причина и условия меняются местами.

Механистический детерминизм неверно отождествлял два понятия: причинность и необходимость, упуская из виду случайное. Современный детерминизм признает объективный ха­рактер случайности. Причинно обусловленными являются не только необходимые, но и случайные явления. Необходимые события имеют своим фундаментом существенные свойства и отношения объектов и происходят всегда определенным образом. Случайные события могут произойти или не произойти, проявление случайности зависит от целой совокупности несущественных условий. Случайность оказывает влияние на ход необходимого процесса, ускоряя или, напротив, замедляя его.

Принцип многообразия форм детерминации утверждает, что все многообразие взаимодействий между явлениями не может быть сведено к отношениям причинности. При этом не отрицается, что каждое явление имеет свою причину. Выделение других форм детерминации связано с пониманием того факта, что отношения порождения, характеризующие причинность, не являются единственными.

Непричинные отношения — это такие взаимосвязи между явлениями, при которых отсутствует отношение порождения. Основными непричинными типами детерминации являются следующие:

S функциональные связи, при которых явления и события сосуществуют во времени, связь между ними необходима, но отношения генетического порождения нет. Примером функциональной связи является отношение между, массой и энергией, выражаемое известной формулой Е = тс2. Ни масса, ни энергия не порождают друг друга, но между ними установлена все­общая и закономерная связь;

S связь состояний, отношение, существующее между разными состояниями одного и того же объекта, при таком типе связи также отсутствует отношение порождения, но существует легко выявляемая закономерность;

S вероятностная детерминация, определяющая степень близости возможного, потенциального бытия, к действительному — актуальному. Этот тип детерминации, в отличие от причинной, не является однозначным, в каждый момент времени существуют несколько вариантов развития ситуации, и реализуются только те возможности, для которых сложились необходимые условия;

- структурная детерминация, отношение между частью и целым в сложноорганизованных системах;

•S целевая детерминация, особый тип детерминации в обществе и культуре, связанный с целеполагающей деятельностью человека; обратное воздействие следствия на причину осуществляется так, что информация о достигнутом состоянии (следствии) корректирует и регулирует дальнейшее изменение системы, т.е. становится причиной. Таким образом, цель деятельности является одной из причин этой деятельности.

2.Понятие закона.

Динамические статистические закономерности

Непричинный характер взаимосвязи между явлениями и событиями не исключает закономерный, упорядоченный характер отношений детерминации. Именно это суждение выражает суть принципа закономерности. Центральная категория этого принципа — закон.

Закон понимается как объективная, необходимая, всеобщая повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями. Объективность закона означает, что связь между явлениями не зависит от воли и сознания человека. Существенность характеризует закономерные связи как связи на уровне сущности. Необходимость закона свидетельствует о том, что закономерная связь действует всегда, когда для этого есть условия. Повторяемость говорит о том, что закон есть выражение некоторых постоянных процессов, проявляющихся на протяжении всего времени существования явления. Всеобщность означает, что закономерная связь охватывает все случаи данного типа. Закономерной является только такая связь, которой присущи все вышеперечисленные характеристики, а не одна или несколько из них.

Любой закон имеет ограниченную сферу своего действия. Например, распространение законов механики, вполне оправдывающих себя в пределах макромира, на уровень квантовых взаимодействий недопустимо. Процессы в микромире подчиняются другим законам.

Проявление закона зависит также от конкретных условий, в которых он реализуется, изменение условий может усилить или, напротив, ослабить действие закона. Действие одного закона корректируется и видоизменяются другими законами.

Особенно это относится к историческим и социальным закономерностям. Действие конкретных условий и других законов может выражаться в том, что закон проявляется в виде тенденции, т.е. действует не в каждом конкретном случае, а в массе явлений. Однако следует отметить, что тенденции также носят объективный и необходимый характер.

Бытие многообразно, поэтому существует огромное количество форм и типов законов, которым подчиняются изменения в действительности. По степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические; по сферам действия — законы природы, общества или мышления; по механизмам и структурам отношений детерминации — динамические и статистические и т.п.

Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между отдельными состояниями предмета. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Динамическими законами являются, например, законы классической механики. Механистический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности, рас­сматривая их как абсолютные. Утверждалось, что, зная состояние объекта в исходный момент времени, можно определенно предсказать его состояние в любой другой момент времени. Позже выяснилось, что не все явления подчиняются динамическим законам. Потребовалось введение иного типа закономерностей — статистических.

Статистические закономерности проявляются в массе явлений, имеют форму тенденции. Эти законы иначе называют вероятностными, поскольку они описывают состояние индивидуального объекта лишь с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует их поведение в целом. Необходимость в статистических закономерностях проявляется через действие множества случайных факторов. Этот тип законов иначе называют законами средних величин. Статистические закономерности, так же как и динамические, являются выражением детерминизма. Пример статистических закономерностей — законы квантовой механики и законы в обществе и истории.

Понятие вероятности, фигурирующее при описании стати­стических закономерностей, выражает степень возможности, осуществимости явления или события в конкретной совокупности условий.

3.Основные категории.

1) Причина и следствие.

Основные условия взаимосвязи X и Y причинно-следственных явлений:

1)производительность – причина X порождает следствие Y.

2)последовательность во времени - причина X должна произойти раньше, чем следствие Y.

3)многоразовость – при равных условиях причина X всегда породит следствие Y.

4)асимметричность – если X порождает Y, то Y не может породить X, не

может одновременно выступать причиной X.

5)причинно-следственное взаимодействие – если причина X породила следствие Y, то Y может выступать причиной для А, С и т.д.

Итак, причинно-следственное взаимодействие должно быть конкретизировано в следующих случаях:

1) причинное взаимодействие происходит лишь при определенных условиях, то есть переносит движение с одного объекта на другой. Необходимо отличать условия и причину. Условия лишь создают возможность возникновения следствия. А для превращения возможности в действительность необходимо активное начало – причина.

2) причиной и следствием является не просто какие-то объекты, а их изменения. В качестве причины выступает изменение одного объекта, а в качестве следствия – изменение второго объекта.

3) элементарное причинное звено является только частью причинной цепи. В материальном мире существует не одна причинно-следственная цепь, а множество. Эти причинные цепи могут пересекаться, а на их месте образуется новая цепь.

4) до сих пор предполагалось, что причина изменения находится в другом объекте. На самом деле изменение объекта лишь частично зависит от взаимодействия другого объекта, но, кроме того, зависит от содержания самого себя.

Причина – это совокупность всех условий, необходимых для того, чтобы данное следствие появилось. Эта позиция называется кондициализм.

Вывод: реальная причина выступает как взаимодействие внешних и внутренних причинных факторов. В материальном мире объекты взаимодействуют. Категория взаимодействия отражает процесс порождения реактивных причин.

2)Необходимость и случайность.

Еще со времен Демокрита считалось, что необходимость имеет причину, а случайность – это то, причина чего нам не известна.

Необходимым называется то, что обусловлено всем ходом предшествующего развития, вытекает из самой сущности предмета. Необходимым называют такие явления, существование которых обусловлено внутренними причинами.

Случайное – это то, что не обусловлено ходом предшествующего развития, не вытекает из природы элементов. Случайное – это то, что может быть, а может и не быть.

Необходимость и случайность неразрывно связаны.

Основные условия взаимосвязи необходимости и случайности:

1)Случайность – это форма выражения необходимости. Через случайные события, явления необходимость «пробивает» себе дорогу как некоторый общий результат, как тенденция, как закономерность.

2) Случайность – это дополнение необходимости.

3) Случайное (неповторимое) может стать общим, типичным явлением в изменившихся условиях и стать необходимым.

3)Содержание и форма.

Содержание – это совокупность элементов, которые составляют данную вещь, явление. Элемент – это простейшая форма, на которой может быть разработано содержание.

Форма – это способ организации и существования определенного содержания. Относительно устойчивая связь элементов содержания какой-либо вещи называется структурой.

Содержание и форма – противоположны, но находятся в диалектическом единстве.

1) Содержание определяет форму, а форма как способ организации зависит от него. Поэтому всякое изменение содержания вызывает соответствующее изменение формы, но не всякое изменение формы характеризует изменение содержания.

2) Содержание более подвижная, изменчивая сторона предмета, а форма более устойчивая.

Итак, содержание и форма находятся в единстве, а их противоположности носят относительный характер, который выражается в следующем:

1)В их неразрывной связи. Не существует формы без содержания, но и содержания нет без формы.

2)Если форма соответствует содержанию, то она способствует его развитию.

4) Возможность и действительность.

Категория возможного отражает формы и способ реализации содержания предмета, как следствие определенных закономерностей в развитии.

Действительность – это актуальное бытие, результат реализованной возможности, результат определенной закономерности в развитии предмета.

Возможность – это то, что может быть, а действительность – это то, что уже есть.

Мерой реализации возможного является вероятность.

Различают возможности:

1)абстрактные - это то, что в общем варианте может быть реализовано, а в частном нет.

2)реальные – это такое проявление общего, которое уже содержится в условиях данного.

3)обратимые – это возможность, в которой связана ситуация возвращения прежней действительности.

4)необратимые.







Сейчас читают про: