Специфика стратегий менеджмента

Идеи стратегий

Адаптация целей и задач в процессе развития предприятия.

Специфика стратегий менеджмента.

Тема 1. Концепция стратегического управления

План практических занятий

1. Общие положения оценки и анализа проектов

2. Основные принципы оценки инновационных проектов.

3. Финансовое обоснование инновационного проекта.

4. Общие положения анализа проектов.

5. Метод расчета чистого приведенного эффекта

6. Метод расчета индекса рентабельности инвестиции.

7. Метод определения срока окупаемости инвестиций.

8. Методы расчета коэффициента эффективности инвестиции.

10. Измерение и оценка социальных последствий инновационного проекта.


Литература

1. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Инновационная экономика / Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2001.

4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Орловой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).

5. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. - Ростов н/Д.: Финансы, 2003.

6. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004 – 448 с.

Вопросы:

В условиях функционирования рыночной экономики, интенсивно используются методы стратегического менеджмента, которые подтвердили свою эффективность на практике.

Стратегическое управление наиболее современная и эффективная концепция, которая стала характерной в начале для американской, а затем и общемировой экономики 80-х. гг. XX века.

Стратегический менеджмент позволяет полностью заменить традиционные методы планирования и предлагается планировать цели, а не цифры, и полностью исключить “планирование от достигнутого”.

Современная философия стратегического менеджмента выделяет следующие специфические черты этого процесса:

1. предприятие или организация обязательно рассматривается как открытая система, (открытая система учитывает влияние факторов внешней среды и адаптируется к ней);

2. предприятие или организация рассматриваются одновременно как социальная и экономические системы;

3. современные предприятия или организации обязательно должны учитывать человеческий фактор:

- стиль руководства;

- роль, права и ответственность работников, их участие в принятии решений.

4. формирование организационной культуры на предприятиях, а так же исполнение основных положений деловой этики и морали;

5. применение на предприятиях и организациях систем управления по слабым сигналам внешней среды.

Мировая история развития предпринимательства насчитывает несколько глобальных целей и задач, которые периодически поэтапно изменялись после своего решения.

Выделяют несколько этапов развития предпринимательства:

1. 60 гг. XIX в – конец XIX в.

Эпоха становления капитализма.

На этом этапе энергия предпринимателей независимо от национальных признаков была направлена на создание новых технологий производства, с теми которыми можно было бы увеличить выпуск и соответственно объемы сбыта продукции, при этом захватив определенный сегмент рынка. Основная цель на этом этапе была – путем наращивания масштабов производства и сбыта продукции получать прибыль.

2. начало ХХ в.

Основные цели состояли в том, чтобы разработать и усовершенствовать механизм массового производства, снизить себестоимость продукции, добиваться увеличения рентабельности конкурентоспособности. В конце 20 гг. ХХ в.во всем развитом мире начало происходить повышение спроса (сатурация) на товары массового производства.

3. начало 30 гг. ХХ в.

В США, а затем и в западной Европе, столкнулись с проблемой сатурации спроса, фирмы делали акцент на каналы продвижения товаров, рекламу, организацию сбыта. Начал формироваться маркетинг. Это привело к приоритету системы сбыта продукции и способствовало развитию рыночной экономики.

4. С середины 50 гг. рыночная ориентация фирм все более усиливалась, и этот этап получил название постиндустриальной эпохи. В течении этого периода был достигнут высокий уровень развития производства и благосостояния населения в промышленно развитых странах.

5. Согласно выводам ведущих зарубежных исследователей Д. Гилбрестта и П. Друкера постиндустриальная эпоха обеспечила в развитых странах Запада условия физического существования человека, а затем позволила достигнуть комфорта и экономической безопасности существования.

Этот период получил название – период формирования социально-этического менеджмента. При этом начали возникать нетрадиционные запросы потребителей, изменились отношения между предпринимателями и государством. Интенсивно начал внедрятся стратегический менеджмент.

Существует множество определений понятия “Стратегия”. В большинстве случаев под стратегическим менеджментом понимается управление, ориентированное на достижение долгосрочных и социально значимых целей.

Одним из первых кто ввел понятие “Стратегия” в управление были Дж. Фон Нейман и О. Моргенситерн. Под стратегией они понимали – набор правил, общих принципов, которыми руководствуются, принимая решение в конкретных ситуациях.

Значительно позже в 60 гг. ХХ в. термин “Стратегия” ввел в предпринимательскую среду Игорь Анцофф. Кроме определения “Стратегия” он выделил 4 группы правил для принятия предпринимательских решений:

1. правило оценки результатов деятельности фирмы;

2. правило отношений с внешней средой.

При этом он разработал группу продуктово-рыночных или предпринимательских стратегий.

3. правило отношений и процедур.

Внутри организации были разработаны базовые положения организационных стратегий.

4. правило оперативной деятельности (оперативные процедуры).

В 90 гг. ХХ в. К этим 4 группам была добавлена 5 группа: правила и варианты стратегических маневров организации как во внешней так и во внутренней среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: