double arrow

Основные принципы оценки инновационных проектов


Литература

План практических занятий

Инновационные процессы в системе гостеприимства

1. Размещение туристских трас в районах с благоприятными экологическим и санитарно-эпидемиологическими условиями как необходимое условие выполнения требований ГОСТа Р 50690-94.

2. Соответствие помещений, транспортных средств, туристского снаряжения и инвентаря, предоставляемого туристам напрокат как необходимое условие выполнения требований ГОСТа Р 50644-94.

3. Обучение персонала туристских предприятий действиями по обеспечению безопасности туристов по ГОСТ Р 12.0.004.

4. Обеспечение безопасности жизни и здоровья сохранности имущества туристов и экскурсантов, охраны окружающей среди как необходимое условие выполнения требований ГОСТа Р 50690-94.

5. Сокращение времени пребывания туристов в пути;

6. Совершенствование стандартов сервисного обслуживания на транспорте;

7. Повышение комфортабельности транспорта;

8. Обеспечение высокого уровня спроса на внутренний туризм за счет создания и разработки высококачественных туристских продуктов как необходимое условие развития гостеприимства страны в целом и т.д.





1. Структурная схема организации и функционирования внутрихозяйственного механизма управления предприятий сферы туризма и гостеприимства.

2. Приоритетные направления развития науки, имеющие значение для развития сферы туризма и гостеприимства.

3. Внутрисистемные инновации в сферу туризма и гостеприимства, в том числе:

- инновации в производственно-технический потенциал сфер туризма и гостиничного хозяйства.

- инновации в организационный, экономический, социально-психологический механизмы.

- инновации, связанные с внешними условиями хозяйствования, и ориентированные на результаты деятельности.

- инновации в методическое, правовое, информационное, программное, техническое, кадровое обеспечения и социальную инфраструктуру.

4. Внесистемные инновации в сферу туризма и гостеприимства, в том числе:

5. Развитие новых видов туризма.

6. Развитие туристских цепей.

7. Инновационные процессы в гостиничном бизнесе.

8. Инновационные процессы в системе гостеприимства.


1. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. - Ростов н/Д.: Финансы, 2003.

2. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004 – 448 с.


Тема 14. Оценка эффективности инновационных проектов и их отбор для финансирования

План

14.1. Общие положения оценки и анализа проектов

14.2. Основные принципы оценки инновационных проектов.

14.3. Финансовое обоснование инновационного проекта.

14.4. Измерение и оценка социальных последствий инновационного проекта.



14.1. Общие положения оценки и анализа проектов

Для снижения риска инновационной деятельности необходимо, в первую очередь, провести тщательную проверку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационные проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин (различные факторы). Не всегда представляется возможным оценить количественно эффективность проектов, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов.

Универсальной системы оценки эффективности проектов нет (везде свои факторы). Но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основании этих факторов выделены ряд критериев для оценки инвестиционных проектов, которые включают в себя:

-цели, стратегию, политику и ценности предприятия;

-маркетинг;

-научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

-финансы;

-производство.

Цели и задачи инновационного проекта должны совпадать с целями и стратегией развития предприятия, так как если направления проекта противоречат общей политике предприятия, то есть большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

Маркетинг маркетинговые исследования рынка должны подтвердить потребность в данном инновационном проекте.

Если конечный результат – инновация продукта, то цель маркетингового исследования – спрогнозировать спрос на новый продукт, который в силу патентной или временной монополии данного предприятия будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же относятся и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинг по этим направлениям сложно, так как в силу их новизны потенциальным потребителям трудно ее оценить. Маркетинг может дать отрицательный результат. Здесь необходимо учитывать многие факторы, такие как производительность продукта, снижение себестоимости, резервы рынка, оценка спроса, потенциальные действия возможных конкурентов, возможные каналы распределения результатов инновационного проекта (ИП).



НИОКР. Оценивать проект в перспективе возможных научных изменений по всем параметрам.

Финансы. Прибыльность (эффективность) главное мерило в оценке выбора проекта. Иногда целесообразно принять проект с меньшей эффективностью, и с меньшими финансовыми затратами. Концентрировать все финансовые ресурсы на одном проекте нецелесообразно. Количественно необходимо оценить все необходимые затраты для разработки инновационного проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием – это правильное планирование денежной наличности. Очень часто, вполне рентабельный ИП, может оказаться несостоятельным в результате срыва сроков поступления финансовых средств.

Производство. Это заключительная стадия. Здесь важны все вопросы организации производства, качество, процессов, оборудования и т.д.

Полная оценка ИП включает в себя анализ всех основных элементов реализации проекта. Предлагаемый перечень критериев не является универсальным. Его можно расширять, дополнять, а данный взять за основу.

№ п\п Критерии Оценки
Цели, стратегия, политика в ценности предприятия. Совместимость проекта с текущей стратегией          
Согласованность проекта с представлениями потребителей о предприятии          
Соответствует ли проект отношению предприятия к рынку?          
Временный аспект риска          
  Проект. Соответствие проекта определенным потребностям рынка          
Оценка общей емкости рынка          
Оценка доли рынка          
Вероятность коммерческого успеха          
Возможный объем продаж          
Оценка конкурентов          
Согласованность с существующими каналами сбыта          
Общественное мнение о новом продукте          
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы          
Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия          
Вероятность технического успеха          
Стоимость и время разработки проекта          
Отсутствие патентных нарушений          
Наличие научно-технических ресурсов          
Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии          
Согласованность с другими инновационными проектами предприятия          
Наличие вредных воздействий продукта и про-цесса его производства на окружающую среду          
Соответствие проекта текущему и перспективно-му законодательству об охране окружающей среды          
Финансы          
Стоимость НИОКР          
Затраты на производство          
Стоимость маркетинговых исследований          
Наличие финансовых средств в небольшие сроки          
Согласованности с финансированием других проектов предприятия          
Ожидаемая норма прибыли          
Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии          
Производство          
Соответствие численности и квалификации производственного персонала предприятия для реализации инновационного проекта          
Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия          
Стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий          
Издержки производства          
Уровень безопасности производства          

5 – очень высокая оценка;

4 – высокая оценка;

3 – удовлетворительная оценка;

2 – низкая оценка;

1 – очень низкая оценка.

Для получения полной оценки ИП необходимо оценить каждую позицию, а затем уже на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.

Основные принципы, используемые для оценки инновационных проектов, основаны на следующих методах:

а) моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

б) учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта нововведения, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проекта на окружающую среду и т.д.;

в) определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иных показателей, определяющих цель проекта;

г) приведение предстоящих разновременных доходов и расходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде;

д) учет влияния инфляции, задержек платежей и других факторов, влияющих на ценность используемых денежных средств;

е) учет степени неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.







Сейчас читают про: