В современном производстве трикотажных изделий дизайнеру отводится значительная роль, т. к. он участвует не только в художественном проектировании разнообразных полотен и изделий, но и в самом процессе производства. Эта необходимость обуславливается тем, что для осуществления своего замысла художник должен обладать как определенными художественными знаниями, так и знанием технологического процесса, возможностей трикотажного оборудования и экономики производства.
Дизайнер, работающий на производстве, разрабатывает ассортимент изделий, исходя из возможностей оборудования определенного типа (использует возможности рисунчатых переплетений с разнообразными цветными и фактурными эффектами). Он проектирует форму изделия, ее внутреннее заполнение, учитывая при этом влияние структуры трикотажа на зрительное восприятие рисунка. Поэтому методы и способы образования рисунков на вязальном оборудовании для дизайнера являются первостепенными.
Формирование новых направлений для верхнего трикотажа происходит не только путем изменения силуэта, конструкции изделия, но и благодаря изменению структуры полотна, его рисунка и цветовой гаммы.
|
|
Частая смена художественных и стилевых направлений на рынке моды влечет за собой изменение в оформлении трикотажных изделий, что создает ряд сложных проблем для производства одежды. Отсюда вытекают требования высокой универсальности оборудования, что применительно к вязальным машинам означает наличие широких рисунчатых возможностей, а также снижение затрат времени и средств на перестройку машины с выпуска одного ассортимента изделий на выпуск другого. С этой точки зрения для дизайнера, занимающегося проектированием изделий верхнего трикотажа, большой интерес представляют плосковязальные (фанговые) машины, которые наряду с рисунчатыми кулирными переплетениями (жаккардовыми, прессовыми, платированными и др.), позволяют изготавливать переплетения, имитирующие ручное вязание, образуемые путем переноса петель, сдвига игольниц и т. п. комбинаций.
Плосковязальные машины благодаря высокой универсальности, заключающейся в наличии широкого диапазона рисунчатых возможностей, в простоте конструкции механизмов отбора, легкости перезаправки с одного рисунка на другой, позволяют разнообразить ассортимент выпускаемых изделий, обеспечивать его быстрое обновление в соответствии с требованиями моды.
Трикотажные машины и автоматы различаются процессом петлеобразования, классом, числом игольниц, устройством основных и дополнительных приспособлений, предназначенных для осуществления вязания, изменения ширины полотна, выработки рисунка и т. д.
|
|
Существующий парк плосковязальных машин чрезвычайно разнообразен. В зависимости от назначения, технологических и рисунчатых возможностей различают следующие основные типы плосковязальных машин:
Ø специализированные автоматы для вязания деталей штучных и цельновязаных изделий: автоматы для изготовления деталей изделий по контуру; для вязания основных деталей изделий (спинок, полочек, рукавов) и для вязания приклада к изделиям (воротников, беек, манжет, карманов); автоматы для выработки цельновязаных изделий;
Ø универсальные автоматизированные плосковязальные фанговые машины для изготовления купонов различных изделий: машины без механизмов отбора, машины с механизмами отбора, обеспечивающими отбор игл механическим путем, машины с электронным управлением работой основных механизмов и механизмов отбора.
Наибольший интерес с точки зрения получения разнообразных рисунчатых переплетений среди указанных типов машин представляют универсальные автоматизированные плосковязальные машины для изготовления купонов с механизмами отбора, обеспечивающими индивидуальный отбор игл. Поэтому при последующем изложении материала основное внимание будет уделено вопросам проектирования рисунчатого трикотажа именно для этих машин.