Система принципов формирования трикотажных изделий в
Дизайн-проектирование в своей деятельности совмещает технологическое и художественное творчество, так как на процесс формирования трикотажных изделий имеют значительное влияние тенденции потребления и производства. При технологическом конструировании это тенденции функциональности и экономичности (утилитарность конструкции). При художественном творчестве - выразительность и эстетичность (художественная форма). Суммарное содержание этих двух принципов обеспечивают целостность и высокое качество изготовляемых изделии.
Значение художественной и утилитарной функций в различных трикотажных изделиях не одинаково и не постоянно. В зависимости от назначения изменяется сравнительная весомость двух групп принципов. Усиление художественной функции приближает изделие к области изобразительных искусств. При преобладании утилитарной функции возрастает значение принципов формирования конструкции, а изделие приближается к области техники.
|
|
Утилитарная конструкция являет собой единство утилитарного содержания, конструкции и технологии, а художественная форма - единство художественного содержания, формы, материала. Совмещение всех компонентов в единую структуру изделия можно выразить в следующей формуле:
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ФОРМА
МАТЕРИАЛ
ТРИКОТАЖНОЕ= ИЗДЕЛИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
КОНСТРУКЦИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
Рис. 3. Формула структуры трикотажного изделия
Внутри данной формулы каждый компонент взаимосвязан с двумя соседними и через них - с остальными. Изделие является полноценным, если обеспечивается соответствие каждого компонента двум соседним.
Для рассмотрения отношений компонентов необходимо уточнить специфику художественного содержания в дизайне. Известно, что художественное содержание состоит из двух взаимопроникающих сторон: познания и оценки. Костюм познается и оценивается человеком не только как внешнее явление (например, как в предметах изобразительного искусства), но и как предмет утилитарного назначения. Поэтому художественное содержание зависит от функциональной структуры и одновременно влияет на нее. Следовательно, рассматриваемое отношение определяется принципом единства утилитарного и художественного содержания, которое можно обозначить как содержательность.
Точно такую же взаимосвязь компонентов мы наблюдаем в отношении конструкции и визуальной формы. Особенность формообразования при проектировании состоит в том, что конструкция определяет форму, а форма костюма, заложенная дизайнером при проектировании, по закону обратной связи влияет на конструкцию, организуя и упорядочивая ее. Таким образом, рассмотренное отношение компонентов определяется принципом единства конструкции и формы (тектоничностъ).
|
|
Связь компонентов материала[*] и формы диктует необходимость соответствия материала задуманной форме, а обратное отношение - влияние материала на форму - определяет требование соответствия формы материалу (его возможностям). Таким образом, взаимосвязь формы и материала характеризуется их взаимным соответствием, которое называют пластичностью.
Отношение конструкция - технология определяется требованием соответствия конструкции технологии. Технология здесь рассматривается как процесс формирования структуры полотна и способа его изготовления. Обратное отношение - влияние технологии на конструкцию - подчиняется необходимости соответствия конструкции технологии. Это стремление к соответствию называется технологичность.
Взаимосвязи в этой формуле могут быть не равновесны, в тех случаях, когда дизайнер выбирает приоритетным один из компонентов (например, в связи, определяющей пластичность, главным становиться идея авторского полотна, и тогда все соседние компоненты подчиняются именно материалу и т. д.). Только соблюдение соответствия всех компонентов в формуле приводит дизайнера к успешным результатам в проектировании трикотажных изделий. В случае разрыва связи компонентов возникают вопросы рентабельности, экономичности, художественной целостности, а значит изделия и целесообразности производства изделия.
Т. о., объединяя все рассмотренные отношения в единое целое, можно представить материально-пространственную структуру изделия как систему, образованную из определенных принципов технологического и художественного проектирования (рис. 4).
Основная тенденция производства изделий при технологическом проектировании - соответствие требованиям производства, конкретным технологическим условиям его изготовления и экономичность, т. е. минимальные затраты сил и средств. Функциональность конструкции изделия и структуры полотна определяется эффективностью, экономичностью, эргономичностъю и технологичностью.
ИСКУССТВО | ||||||
ЭСТЕТИЧНОСТЬ | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ | ||||
ПРОИЗВОДСТВО | ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ | ГАРМОНИЧНОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ТЕХНИЧНОСТЬ, ПЛАСТИЧНОСТЬ, КОММУНИКАТИВНОСТЬ | СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ, ВОСТРЕБОВАННОСТЬ | ПОТРЕБЛЕНИНЕ | ||
СТРУКТУРА ИЗДЕЛИЯ | ||||||
ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЭРГОНОМИЧНОСТЬ, ЭКОНОМИЧНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ, КОНСТРУКТИВНОСТЬ | ||||||
экономичность | УТИЛИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ | ||||
ТЕХНИКА | ||||||
Рис. 4. Материально-пространственная структура изделия
Цель проработки изделий методом художественного творчества заключается в формировании художественной формы. Художественная форма определяется образностью, коммуникативностью, пластичностью, техничностью, гармоничностью.
Совмещение художественной и технологической функций определяется содержательностью и тектоничностью.
Эта система принципов позволяет определить круг задач, которые должны решаться в процессе художественного проектирования; дает возможность сформировать общие требования, предъявляемые к изделиям с учетом их специфики; является основанием для оценки реальных изделий.