Процессе дизайн-проектирования

Система принципов формирования трикотажных изделий в

Дизайн-проектирование в своей деятельности совмещает технологическое и художественное творчество, так как на процесс формирования трикотажных изделий имеют значительное влияние тенденции потребления и производства. При технологическом конструировании это тенденции функциональности и экономичности (утилитарность конструкции). При художественном творчестве - выразительность и эстетичность (художественная форма). Суммарное содержание этих двух принципов обеспечивают целостность и высокое качество изготовляемых изделии.

Значение художественной и утилитарной функций в различных трикотажных изделиях не одинаково и не постоянно. В зависимости от назначения изменяется сравнительная весомость двух групп принципов. Усиление художественной функции приближает изделие к области изобразительных искусств. При преобладании утилитарной функции возрастает значение принципов формирования конструкции, а изделие приближается к области техники.

Утилитарная конструкция являет собой единство утилитарного содержания, конструкции и технологии, а художественная форма - единство художественного содержания, формы, материала. Совмещение всех компонентов в единую структуру изделия можно выразить в следующей формуле:


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ


ФОРМА


МАТЕРИАЛ



ТРИКОТАЖНОЕ= ИЗДЕЛИЕ


ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


КОНСТРУКЦИЯ


ТЕХНОЛОГИЯ


Рис. 3. Формула структуры трикотажного изделия

Внутри данной формулы каждый компонент взаимосвязан с двумя соседними и через них - с остальными. Изделие является полноценным, если обеспечивается соответствие каждого компонента двум соседним.

Для рассмотрения отношений компонентов необходимо уточнить специфику художественного содержания в дизайне. Известно, что художественное содержание состоит из двух взаимопроникающих сторон: познания и оценки. Костюм познается и оценивается человеком не только как внешнее явление (например, как в предметах изобразительного искус­ства), но и как предмет утилитарного назначения. Поэтому художествен­ное содержание зависит от функциональной структуры и одновременно влияет на нее. Следовательно, рассматриваемое отношение определяется принципом единства утилитарного и художественного содержания, кото­рое можно обозначить как содержательность.

Точно такую же взаимосвязь компонентов мы наблюдаем в отноше­нии конструкции и визуальной формы. Особенность формообразования при проектировании состоит в том, что конструкция определяет форму, а форма костюма, заложенная дизайнером при проектировании, по закону обратной связи влияет на конструкцию, организуя и упорядочивая ее. Та­ким образом, рассмотренное отношение компонентов определяется прин­ципом единства конструкции и формы (тектоничностъ).

Связь компонентов материала[*] и формы диктует необходимость соответствия материала задуманной форме, а обратное отношение - влияние материала на форму - определяет требование соответствия формы материалу (его возможностям). Таким образом, взаимосвязь формы и материа­ла характеризуется их взаимным соответствием, которое называют пластичностью.

Отношение конструкция - технология определяется требованием соответствия конструкции технологии. Технология здесь рассматривается как процесс формирования структуры полотна и способа его изготовления. Обратное отношение - влияние технологии на конструкцию - подчиняется необходимости соответствия конструкции технологии. Это стремление к соответствию называется технологичность.

Взаимосвязи в этой формуле могут быть не равновесны, в тех случаях, когда дизайнер выбирает приоритетным один из компонентов (например, в связи, определяющей пластичность, главным становиться идея авторского полотна, и тогда все соседние компоненты подчиняются именно материалу и т. д.). Только соблюдение соответствия всех компонентов в формуле приводит дизайнера к успешным результатам в проектировании трикотажных изделий. В случае разрыва связи компонентов возникают вопросы рентабельности, экономичности, художественной целостности, а значит изделия и целесообразности производства изделия.

Т. о., объединяя все рассмотренные отношения в единое целое, можно представить материально-пространственную структуру изделия как систему, образованную из определенных принципов технологического и художественного проектирования (рис. 4).

Основная тенденция производства изделий при технологическом проектировании - соответствие требованиям производства, конкретным технологическим условиям его изготовления и экономичность, т. е. минимальные затраты сил и средств. Функциональность конструкции изделия и структуры полотна определяется эффективностью, экономичностью, эргономичностъю и технологичностью.

ИСКУССТВО
ЭСТЕТИЧНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ПРОИЗВОДСТВО ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧНОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ТЕХНИЧНОСТЬ, ПЛАСТИЧНОСТЬ, КОММУНИКАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ, ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИНЕ
СТРУКТУРА ИЗДЕЛИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЭРГОНОМИЧНОСТЬ, ЭКОНОМИЧНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ, КОНСТРУКТИВНОСТЬ
экономичность УТИЛИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
ТЕХНИКА
             

Рис. 4. Материально-пространственная структура изделия

Цель проработки изделий методом художественного творчества заключается в формировании художественной формы. Художественная форма определяется образностью, коммуникативностью, пластичностью, техничностью, гармоничностью.

Совмещение художественной и технологической функций определяется содержательностью и тектоничностью.

Эта система принципов позволяет определить круг задач, которые должны решаться в процессе художественного проектирования; дает воз­можность сформировать общие требования, предъявляемые к изделиям с учетом их специфики; является основанием для оценки реальных изделий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: