Особенности формообразования трикотажных изделий

Классификация и свойства кулирных полотен

Оценивая костюм, потребитель обращает большое внимание на каче­ство и оригинальность материала, из которого выполнены изделия. В связи с этим возрастает необходимость постоянного совершенствования про­цесса проектирования трикотажных полотен.

Трикотажное полотно представляет собой структуру, состоящую из элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Такими элементами структуры трикотажного полотна являются петля, протяжка, набросок, и дополнительная нить. Выступая на поверхности трикотажа с лицевой или изнаночной стороны, они создают видимую структуру переплетения и принимают участие в формировании рисунчатых переплетений. Эти эле­менты представляют собой «строительные детали», от формы, размеров, взаимного расположения которых зависит характер рисунка. На видимую структуру переплетения существенно влияют декоративные свойства тек­стильных материалов таких как нить и пряжа. Свойства нитей и пряжи зависят от природы текстильных волокон. Волокна бывают натуральными, искусственными, синтетическими, смесовыми.

Характер трикотажного полотна, его рисунок и композиционное ре­шение находятся в прямой зависимости от способа формирования полотна.

Трикотаж, петли ряда которого последовательно образованы из одной и той же нити, называется кулирным. С учетом способов формирования кулирные полотна можно классифицировать по двум принципам: исполь­зованию узорообразующих устройств и структуре переплетений.

По принципу использования узорообразующих устройств полотна де­лятся на четыре основные группы:

ü полотна, получаемые при простом способе вязания без применения дополнительных устройств;

ü полотна, получаемые с применением игл разных позиций;

ü полотна, получаемые при индивидуальном отборе игл, т. е. при использовании узорообразующих механизмов;

ü полотна, получаемые при комбинированном способе вязания.

Классификация рисунчатых переплетений насчитывает 15 видов: по-перечносоединенный трикокаж, продол ьносоединенный трикотаж, ажурный трикотаж:, ананасный трикотаж, неравномерный трикотаж, филейный трикотаж, киперпый трикотаж:, платированный трикотаж, плюшевый трикотаж, прессовый трикотаж, жаккардовый трикотаж, уточный трикотаж:, футерованный трикотаж, перекрестный трико­таж:, перевязанный трикотаж.

Необходимо отметить, что структуре трикотажного полотна свойст­венно определенное эстетическое содержание. Структура переплетения является средством эстетического воздействия и декоративной вырази­тельности. Поэтому структура переплетения полотна должна быть видима. Для структуры трикотажных переплетений характерны различные ритми­ческие движения ее элементов петель, набросков, отдельных нитей. Главным переплетениям, имеющим наиболее простое строение, свойст­венны простые ритмические движения, рисунчатым и комбинированным переплетениям - более сложные. Если проследить за направлением какой-либо нити в структуре переплетения, нельзя не заметить образуемую ни­тью плавную пластическую линию, характерную для трикотажного пере­плетения каждого вида.

По цветопластическим признакам (т. е. по видимой структуре поверх­ности) кулирные полотна можно разделить на цветные, ажурные, рель­ефные, оттеночные, ворсистые, комбинированные.

При изменении структуры переплетения меняется внешний вид, ха­рактер и свойства полотна. Это свидетельствует о единстве структурных и художественных возможностей трикотажного полотна.

Принцип работы дизайнера, создающего трикотажное полотно, за­ключается в усилении и подчеркивании художественными средствами того графического ритма, который уже заложен в структуре переплетения. По­этому, приступая к проектированию новых декоративных эффектов, ди­зайнер, прежде всего, анализирует способ формирования и назначение по­лотна.

Эстетическая ценность трикотажного полотна зависит от того, на­сколько оно отвечает той функции, которую будет выполнять в изделии. Его качество и соответствие творческому замыслу дизайнера во многом зависит от правильного выбора оборудования, текстильного материала и вида переплетения. Рисунчатые переплетения применяют не только для образования узоров на полотне, но и для получения требуемых свойств трикотажа, например, для уменьшения растяжимости, повышения формо-устойчивости, толщины полотна и т.п. Эти физико-механические свойства трикотажа являются основополагающими при выборе формы, силуэта и конструкции костюма.

Физико-механические свойства полотна зависят от класса оборудова­ния, сырья, вида переплетения. Основные показатели этих свойств мате­риалов: поверхностная плотность, толщина, плотность, растяжимость. Плотностью вязания называется количество петель, приходящихся на 10 см по длине и ширине. Толщину определяют, измерив толщину поперечно­го сечения полотна в миллиметрах. Формоустойчивостъ — это способность полотна восстанавливать свой первоначальный вид после физического воздействия, например сминания. Растяжимость - свойство полотна растягиваться под действием влажно-тепловой обработки, а также под действием какого-либо усилия.

Проектирование трикотажного полотна начинается с предпроектного исследования, которое включает в себя следующие этапы:

изучение возможностей имеющегося в наличии оборудования;

анализ рисунчатых переплетений,

исследование различных характеристик, предлагаемого для проектирования текстильного материала (нитей и пряжи).

В результате этого исследования и анализа требований, предъявляе­мых к изделию, дизайнер разрабатывает характер, структур и эстетику бу­дущего полотна. Затем прорабатывает взаимосвязь основных частей фор­мы изделия со структурой и свойствами полотна; виды переплетений; оп­ределяет способ изготовления полотен и режим технологической обработки изделия (виды оборудования и операций).

Работа с трикотажным полотном в процессе формообразования кос­тюма обладает широкими потенциальными возможностями, т. к. желаемая форма изделия может достигаться не только за счет конструкции, но и за счет его свойств.

Любая сложная форма изделия характеризуется наличием больших выпуклостей, резким переходом от выпуклой формы к вогнутой и пере­менной кривизной поверхности. Она достигается за счет использования различных переплетений, свойств пряжи и нитей или путем перекоса мате­риала (как и в изделии из ткани). Однако процесс формообразования три­котажного полотна отличается большей сложностью, т. к. перекос в трикотаже должен сопровождаться растяжением полотна в поперечном, продольном или одновременно в обоих направлениях.

Трикотаж по сравнению с тканью имеет большую подвижность струк­туры и более высокую растяжимость. Именно это свойство трикотажа - выгодно отличает его от тканей и других материалов. Наличие подвижной петельной структуры придает полотну высокую способность к формообра­зованию: полотно легко принимает сложную пространственную форму из­делия.

Таблица 1

Виды трикотажных полотен по степени деформации

Группа растяжимости Степень деформации Вид полотна
1. Малая Полотна из синтетических нитей с основовязаных и круглых машин высокого класса
2. Средняя Полотна жаккардовых и прессовых переплетении, гладь, фанг, полуфанг
3. Большая Полотна из чистошерстяной и полу шерстяной пряжи ластичных переплетений

При снятии растягивающих нагрузок трикотаж быстро и почти полностью восстанавливает свои первоначальные размеры.

Благодаря высокой упругости трикотажа обеспечивается сохранение размеров и формы изделия в носке. Вместе с тем, трикотаж обладает спо­собностью накапливать так называемые условно-остаточные деформации, которые могут препятствовать сохранению формы изделия в условиях эксплуатации. Способность полотна накапливать остаточные деформации учитывают при разработке лекал. Все виды трикотажных полотен подраз­делены натри группы растяжимости по степени деформации (табл. 1).

В большинстве случаев при формообразовании полотна первой груп­пы растяжимости проявляют большую способность к перекосу и обладают большими потенциальными возможностями для создания объемной формы изделий с использованием формовочных свойств, чем полотна второй и третей группы растяжимости.

Однако важно не только получить требуемую форму трикотажного изделия, но и обеспечить стабильное сохранение этой формы в процессе носки.

Если в изделиях из ткани закреплению подлежит только перекос, то в трикотажных изделиях закреплять приходится перекос и линейные деформации полотна вдоль петельных рядов и столбиков. В практике изготовле­ния трикотажных изделий широко известен способ повышения формо-устойчивости, совершенно неприемлемый для изделий из ткани. Он за­ключается в поперечном заужении изделий, относительно соответствую­щих размеров тела. Зауженное изделие, надетое на фигуру, растягивается по ширине и сокращается по длине. Такой способ закрепления линейных деформаций полотна в изделии путем уменьшения этого изделия относи­тельно соответствующих размеров тела применим только на участках пол­ного облегания изделием тела человека. На участках, где изделие не сопри­касается с телом, заужение не дает положительного эффекта, а вызывает лишь искажение размеров и формы изделия. На таких участках наиболее эффективным способом закрепления формы является влажна-тепловая обработка.

Трикотажные изделия не отличаются большим разнообразием форм. Это объясняется тем, что на верхних опорных участках одежда из трико­тажа приближается к форме тела человека, а эти участки для типовых фи­гур относительно стабильны. Относительная стабильность форм позволяет уделить большее внимание творческому эксперименту в области художе­ственного оформления полотна: поиску его фактурных, цвето-пластических свойств и членений формы с использованием различные зрительные иллюзий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: