Классификация и свойства кулирных полотен
Оценивая костюм, потребитель обращает большое внимание на качество и оригинальность материала, из которого выполнены изделия. В связи с этим возрастает необходимость постоянного совершенствования процесса проектирования трикотажных полотен.
Трикотажное полотно представляет собой структуру, состоящую из элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Такими элементами структуры трикотажного полотна являются петля, протяжка, набросок, и дополнительная нить. Выступая на поверхности трикотажа с лицевой или изнаночной стороны, они создают видимую структуру переплетения и принимают участие в формировании рисунчатых переплетений. Эти элементы представляют собой «строительные детали», от формы, размеров, взаимного расположения которых зависит характер рисунка. На видимую структуру переплетения существенно влияют декоративные свойства текстильных материалов таких как нить и пряжа. Свойства нитей и пряжи зависят от природы текстильных волокон. Волокна бывают натуральными, искусственными, синтетическими, смесовыми.
Характер трикотажного полотна, его рисунок и композиционное решение находятся в прямой зависимости от способа формирования полотна.
Трикотаж, петли ряда которого последовательно образованы из одной и той же нити, называется кулирным. С учетом способов формирования кулирные полотна можно классифицировать по двум принципам: использованию узорообразующих устройств и структуре переплетений.
По принципу использования узорообразующих устройств полотна делятся на четыре основные группы:
ü полотна, получаемые при простом способе вязания без применения дополнительных устройств;
ü полотна, получаемые с применением игл разных позиций;
ü полотна, получаемые при индивидуальном отборе игл, т. е. при использовании узорообразующих механизмов;
ü полотна, получаемые при комбинированном способе вязания.
Классификация рисунчатых переплетений насчитывает 15 видов: по-перечносоединенный трикокаж, продол ьносоединенный трикотаж, ажурный трикотаж:, ананасный трикотаж, неравномерный трикотаж, филейный трикотаж, киперпый трикотаж:, платированный трикотаж, плюшевый трикотаж, прессовый трикотаж, жаккардовый трикотаж, уточный трикотаж:, футерованный трикотаж, перекрестный трикотаж:, перевязанный трикотаж.
Необходимо отметить, что структуре трикотажного полотна свойственно определенное эстетическое содержание. Структура переплетения является средством эстетического воздействия и декоративной выразительности. Поэтому структура переплетения полотна должна быть видима. Для структуры трикотажных переплетений характерны различные ритмические движения ее элементов петель, набросков, отдельных нитей. Главным переплетениям, имеющим наиболее простое строение, свойственны простые ритмические движения, рисунчатым и комбинированным переплетениям - более сложные. Если проследить за направлением какой-либо нити в структуре переплетения, нельзя не заметить образуемую нитью плавную пластическую линию, характерную для трикотажного переплетения каждого вида.
По цветопластическим признакам (т. е. по видимой структуре поверхности) кулирные полотна можно разделить на цветные, ажурные, рельефные, оттеночные, ворсистые, комбинированные.
При изменении структуры переплетения меняется внешний вид, характер и свойства полотна. Это свидетельствует о единстве структурных и художественных возможностей трикотажного полотна.
Принцип работы дизайнера, создающего трикотажное полотно, заключается в усилении и подчеркивании художественными средствами того графического ритма, который уже заложен в структуре переплетения. Поэтому, приступая к проектированию новых декоративных эффектов, дизайнер, прежде всего, анализирует способ формирования и назначение полотна.
Эстетическая ценность трикотажного полотна зависит от того, насколько оно отвечает той функции, которую будет выполнять в изделии. Его качество и соответствие творческому замыслу дизайнера во многом зависит от правильного выбора оборудования, текстильного материала и вида переплетения. Рисунчатые переплетения применяют не только для образования узоров на полотне, но и для получения требуемых свойств трикотажа, например, для уменьшения растяжимости, повышения формо-устойчивости, толщины полотна и т.п. Эти физико-механические свойства трикотажа являются основополагающими при выборе формы, силуэта и конструкции костюма.
Физико-механические свойства полотна зависят от класса оборудования, сырья, вида переплетения. Основные показатели этих свойств материалов: поверхностная плотность, толщина, плотность, растяжимость. Плотностью вязания называется количество петель, приходящихся на 10 см по длине и ширине. Толщину определяют, измерив толщину поперечного сечения полотна в миллиметрах. Формоустойчивостъ — это способность полотна восстанавливать свой первоначальный вид после физического воздействия, например сминания. Растяжимость - свойство полотна растягиваться под действием влажно-тепловой обработки, а также под действием какого-либо усилия.
Проектирование трикотажного полотна начинается с предпроектного исследования, которое включает в себя следующие этапы:
изучение возможностей имеющегося в наличии оборудования;
анализ рисунчатых переплетений,
исследование различных характеристик, предлагаемого для проектирования текстильного материала (нитей и пряжи).
В результате этого исследования и анализа требований, предъявляемых к изделию, дизайнер разрабатывает характер, структур и эстетику будущего полотна. Затем прорабатывает взаимосвязь основных частей формы изделия со структурой и свойствами полотна; виды переплетений; определяет способ изготовления полотен и режим технологической обработки изделия (виды оборудования и операций).
Работа с трикотажным полотном в процессе формообразования костюма обладает широкими потенциальными возможностями, т. к. желаемая форма изделия может достигаться не только за счет конструкции, но и за счет его свойств.
Любая сложная форма изделия характеризуется наличием больших выпуклостей, резким переходом от выпуклой формы к вогнутой и переменной кривизной поверхности. Она достигается за счет использования различных переплетений, свойств пряжи и нитей или путем перекоса материала (как и в изделии из ткани). Однако процесс формообразования трикотажного полотна отличается большей сложностью, т. к. перекос в трикотаже должен сопровождаться растяжением полотна в поперечном, продольном или одновременно в обоих направлениях.
Трикотаж по сравнению с тканью имеет большую подвижность структуры и более высокую растяжимость. Именно это свойство трикотажа - выгодно отличает его от тканей и других материалов. Наличие подвижной петельной структуры придает полотну высокую способность к формообразованию: полотно легко принимает сложную пространственную форму изделия.
Таблица 1
Виды трикотажных полотен по степени деформации
Группа растяжимости | Степень деформации | Вид полотна |
1. | Малая | Полотна из синтетических нитей с основовязаных и круглых машин высокого класса |
2. | Средняя | Полотна жаккардовых и прессовых переплетении, гладь, фанг, полуфанг |
3. | Большая | Полотна из чистошерстяной и полу шерстяной пряжи ластичных переплетений |
При снятии растягивающих нагрузок трикотаж быстро и почти полностью восстанавливает свои первоначальные размеры.
Благодаря высокой упругости трикотажа обеспечивается сохранение размеров и формы изделия в носке. Вместе с тем, трикотаж обладает способностью накапливать так называемые условно-остаточные деформации, которые могут препятствовать сохранению формы изделия в условиях эксплуатации. Способность полотна накапливать остаточные деформации учитывают при разработке лекал. Все виды трикотажных полотен подразделены натри группы растяжимости по степени деформации (табл. 1).
В большинстве случаев при формообразовании полотна первой группы растяжимости проявляют большую способность к перекосу и обладают большими потенциальными возможностями для создания объемной формы изделий с использованием формовочных свойств, чем полотна второй и третей группы растяжимости.
Однако важно не только получить требуемую форму трикотажного изделия, но и обеспечить стабильное сохранение этой формы в процессе носки.
Если в изделиях из ткани закреплению подлежит только перекос, то в трикотажных изделиях закреплять приходится перекос и линейные деформации полотна вдоль петельных рядов и столбиков. В практике изготовления трикотажных изделий широко известен способ повышения формо-устойчивости, совершенно неприемлемый для изделий из ткани. Он заключается в поперечном заужении изделий, относительно соответствующих размеров тела. Зауженное изделие, надетое на фигуру, растягивается по ширине и сокращается по длине. Такой способ закрепления линейных деформаций полотна в изделии путем уменьшения этого изделия относительно соответствующих размеров тела применим только на участках полного облегания изделием тела человека. На участках, где изделие не соприкасается с телом, заужение не дает положительного эффекта, а вызывает лишь искажение размеров и формы изделия. На таких участках наиболее эффективным способом закрепления формы является влажна-тепловая обработка.
Трикотажные изделия не отличаются большим разнообразием форм. Это объясняется тем, что на верхних опорных участках одежда из трикотажа приближается к форме тела человека, а эти участки для типовых фигур относительно стабильны. Относительная стабильность форм позволяет уделить большее внимание творческому эксперименту в области художественного оформления полотна: поиску его фактурных, цвето-пластических свойств и членений формы с использованием различные зрительные иллюзий.