Основные этапы проектирования трикотажных изделий

Процесс проектирования и создания изделий может быть разным в зависимости от объективных и субъективных причин.

К объективным причинам относятся: накопленные научные данные, использование особенностей материально-технической базы для изготов­ления изделий, экономические требования и т. п. Субъективными причи­нами являются личные качества дизайнера: его талант, эрудиция, худо­жественный вкус, опыт и исполнительское мастерство.

В процессе проектирования дизайнер сталкивается с проблемами, ко­торые не укладываются в рамки точного инженерного расчета и, в то же время, не могут быть решены только с помощью художественной интуи­ции.

Научно-технический прогресс постоянно предъявляет новые требо­вания к процессу создания изделий. Он требует рационального сочетания субъективных и объективных причин в процессе проектирования и произ­водства (т. е. сочетание рациональных методов, содержащих логический анализ и формализацию с творчеством и интуицией).

Основой проектирования трикотажных полотен и изделий являются два метода: эскизно-графический и макетно-материальный. Эти методы дополняют друг друга и могут применяться как одновременно, так и раздельно.

Процесс разработки изделий и полотен включает в себя шесть этапов:

ü предпроектное исследование;

ü предварительное эскизирование;

ü художественно-технологический поиск;

ü разработка рабочего эскиза изделия и эскиза-патрона;

ü составление проектной документации;

ü изготовление опытного образца.

На этапе предпроектного исследования собирается и анализируется вся информация, которая относится к разрабатываемому полотну и изделию. Изучается тема; требования, предъявляемые к изделию; возможности использования сырья и оборудования; требования к выполнению проекта; сроки представления графического материала и другие источники информации. В качестве источников информации могут служить публикации в отечественных и зарубежных журналах, образцы из ассортиментных кабинетов, повседневная практика и т. д., где можно получить информацию о характере, внешнем виде и конструкции лучших мировых образцов изделий разрабатываемого типа. Собранная информация систематизируется.

Далее производится критическая оценка известных образцов полотен и изделий с точки зрения современных потребительских и производственных требований. Анализ эстетических особенностей прототипов изделия ускоряет поиск новых решений в усовершенствовании качества изделия.

На подготовительном этапе выявляются все требования к проектируемому полотну и изделию, проводится анализ функциональных и экономических требований, условий эксплуатации, выявляются технологические требования и возможности, уясняются экономические вопросы, формируется представление об эстетических требованиях потребителей и направлениях моды. Кроме того, учитываются гигиенические требования и требования стандартов к данной ассортиментной группе. При рассмотре­нии экономических, технологических требований и производственных возможностей устанавливаются основные параметры переплетений, кон­струкция и технология изготовления изделия.

В результате подготовительной работы составляется перечень научно обоснованных требований к изделию, его основным проектным характе­ристикам.

Подготовительная работа обусловлена объективными причинами, т. к. предполагает логический анализ проектной ситуации и научное обоснова­ние тенденций развития темы.

На основе подготовительной работы выполняется предварительное эскизирование. При воплощении художественного замысла в эскизной графической форме (форэскизах) пробуются разные решения задачи. Затем выбирается наилучшее решение, которое дорабатывается в последующих эскизах.

На этапе художественно-технологического поиска особое значение имеет макетирование изделия или получение опытных образцов полотен на оборудовании определенного вида. Макет изделия и опытный образец полотна помогает увидеть задуманное изделие и уточнить его форму, пропорции, цвет, фактуру, орнамент.

Результат предварительных эскизных разработок является первым творческим решением нового изделия. Окончательное творческое предло­жение дизайнера, которое определяет все характеристики изделия, мы будем называть рабочим эскизом.


Комплексная подготовка производства

Тиражирование

Опытные партии изделий

Распределение

------- \

Изучение спроса

Изучение спроса

Разработка ассортимента

изделии на основе образцов

Потребление Спрос Потребление

Изучение типа потребителя \

Изучение типа потребителя

Планирование с учетом прогноза спроса

Прогноз спроса

Разработка серии перспективных изделий (образцы)


Рис. 6. Модель этапов деятельности в гиперсистеме

«дизайнер производство - потребитель»

Разработка рабочего эскиза представляет собой творческий процесс, в котором учитываются, дорабатываются и уточняются все проведенные ранее исследования. Этот процесс состоит из двух этапов:

ü разработки эскизов изделий с учетом конструктивного и образного решения;

ü разработки эскизов полотен для изделия с учетом орнамента, цвета, структуры переплетения и всех заправочных данных.

Далее, на основании рабочих эскизов и образцов полотна, составляет­ся техническая документация, на основании которой происходит процесс изготовления изделий-образцов из полотна и их последующее внедрение в производство.

Процесс разработки форэскизов и проработка рабочего эскиза обу­словлены субъективными причинами. Здесь в полной мере проявляется личность дизайнера, его умение чувствовать стиль, потребности населе­ния, тенденции моды.

Профессиональная методика дизайн-проектирования опирается на изучение составляющих этапов работы (рис. 5) и овладение средствами проектирования пространственной формы одежды в материале.

В целом процесс проектирования одежды в гиперсистеме «дизайнер -производство - потребитель» представляет собой спираль, в которой все этапы деятельности взаимосвязаны и цикличны (рис. 6).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: