Гармоническая форма и принципы связи ее первичных элементов

Произведения дизайна характеризует органичность и целостность, пропорциональность и ритм, коммуникабельность, образность, пластичность, цвет. Степень соответствия этим принципам определяет гармоничность формы.

Гармония[†] выявляет общую логику развития, единства формы и содержания. Учение о гармонии насчитывает не одно тысячелетие. Различные поколения людей отбирали и канонизировали гармонические принципы в модульные системы. Эти системы диктовали гармонические нормы зодчим, скульпторам, художникам прикладного искусства. До нас дошли три канона: индо-тибетский, египетский, европейский. Художники и ученые пытались найти ключ к гармонии с помощью соотношений числовых и геометрических параметров, форм. Однако арифметическая сумма имеет дело только с количеством, художественное целое - с количеством и качеством.

Дизайнер всегда пытается подчинить элемента различных размеров определенным правилам и системам. Эти попытки обычно дают противоположные результаты в произведениях, созданных по чувству и интуиции, впоследствии обнаруживаются гармоничные числовые закономерности; в произведениях, созданных на базе вычислений, система пропорций превращается в сухие безликие формы и разрушает творческий процесс. Поэтому даже самая изощренная система отношений между числами не освобождает дизайнера от принятия решений о том, как сочетать отдельные элементы друг с другом.

Процесс создания гармоничной формы представляет собой объединение всех ее элементов единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание данного произведения. И основной органи­зующей категорией гармонии здесь следует считать органичность и цело­стность внешней формы. Слово «органичность» в данном случае надо понимать как создание целостной композиции, где ничего нельзя изме­нить, чтобы не разрушить. Именно в этом смысле завершенная композиция подобна естественному организму: целостна и сплетена во всех деталях.

Создавая органичную форму, дизайнер ищет взаимосвязь частей и це­лого. Между целым и частью существует прямая и обратная связь. Целое меняется в связи с сосредоточением внимания на одной детали и наоборот. Пропорции частей формы воспринимаются в связи с пропорциями целого, пропорции целого - в связи с пропорциями каждой детали.

Композиционными средствами связи и построения единства элемен­тов формы служат: подобие, нюанс, контраст; статика и динамика формы; симметрия и асимметрия. Эти понятия распространяются на все свойства и элементы костюма, представляющей собой объемно-пространственную форму.

Единство и связь всех частей формы костюма основаны на выполне­нии следующих условий:

Ø гармоничные пропорции, т. е. удачно найденная соразмерность всех частей костюма между собой и фигурой человека;

Ø гармоничные масштабные и массовые соотношения частей одежды с использованием контрастного противопоставления одних частей другим или сходства всех частей между собой по каким-либо признакам;

Ø организация динамики формы в границах силуэта костюма на основе конструктивных линий или повторяемости элементов костюма с использованием ритма, метра и темпа;

Ø выявление главной и второстепенных частей формы с помощью масштаба и зрительного движения элементов к психологическому центру;

Ø организация цветовой гармонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: