Пластичность формы оказывает значительное влияние на облик любого предмета. В костюме под пластикой понимается постепенность в переходе от одной части формы к другой. Форма костюма создается путем сопряжения отдельных объемов или элементов. Линии, по которым происходит сопряжение, называются конструктивными.
Любой силуэт, какую бы сложную форму он не имел, состоит из комбинации тех или иных линий. Линия наиболее точно передает характер очертания любой формы. Она является основным формообразующим элементом. Все разнообразие линий по их назначению можно разделить на три группы:
• прямые - вертикальные, горизонтальные, наклонные;
• кривые с постоянным радиусом кривизны - окружности их дуги;
• кривые с переменным радиусом кривизны - параболы, гиперболы и их
отрезки.
Все три вида линий обладают определенной выразительностью и непохожи друг на друга (рис. 19).
Прямые линии и кривые с постоянным радиусом кривизны способны выразить плавное спокойное движение. В природе этих линий лежит постоянство, статика, уравновешенность; при этом, если горизонтальные линии символизируют постоянство, а вертикальные - прочность, стройность, строгость, то наклонные линии создают впечатление постоянного движения.
Рис. 19. Пластические свойства линии
Совсем другой характер движения передают линии с переменным радиусом кривизны. Они несут в себе динамику, напряженность, активное движение (нарастающее или убывающее). Особую динамику выражают ломанные линии с острыми углами, так называемые, молниеобразные.
Пластические движения силуэтных линий в костюме образуют прямые, вогнутые, выгнутые и сложные криволинейные поверхности, воздействуя на эмоционально-художественное восприятие костюма (прил. 2).
Так же решающее влияние на облик формы может оказать то, как она «вылеплена». Сохраняя одну и ту же объемно-пространственную структуру, мы имеем еще много возможностей видоизменять, варьировать внешнюю форму. Один и тот же объем может быть охвачен контуром из прямых, из различных округлений, всевозможных комбинаций кривых линий.
Если взять обыкновенную юбку в двух ее разновидностях, «плиссированной» и «драпированной», то можно заметить, что различное восприятие формы происходит из-за различного состояния поверхности (рис. 20). В одном случае это жесткие складки, в другом - мягкие изгибы.
Пластические движения складок, декоративные линии различных отделок костюма расчленяют форму и вносят в нее ритмические порядки. Ритмические движения дополняют и развивают пластические (прил. 3),