Пластическая сопряженность форм

Пластичность формы оказывает значительное влияние на облик лю­бого предмета. В костюме под пластикой понимается постепенность в пе­реходе от одной части формы к другой. Форма костюма создается путем сопряжения отдельных объемов или элементов. Линии, по которым про­исходит сопряжение, называются конструктивными.

Любой силуэт, какую бы сложную форму он не имел, состоит из ком­бинации тех или иных линий. Линия наиболее точно передает характер очертания любой формы. Она является основным формообразующим эле­ментом. Все разнообразие линий по их назначению можно разделить на три группы:

• прямые - вертикальные, горизонтальные, наклонные;

• кривые с постоянным радиусом кривизны - окружности их дуги;

• кривые с переменным радиусом кривизны - параболы, гиперболы и их
отрезки.

Все три вида линий обладают определенной выразительностью и не­похожи друг на друга (рис. 19).

Прямые линии и кривые с постоянным радиусом кривизны способны выразить плавное спокойное движение. В природе этих линий лежит постоянство, статика, уравновешенность; при этом, если горизонтальные линии символизируют постоянство, а вертикальные - прочность, стройность, строгость, то наклонные линии создают впечатление постоянного движе­ния.

Рис. 19. Пластические свойства линии

Совсем другой характер движения передают линии с переменным ра­диусом кривизны. Они несут в себе динамику, напряженность, активное движение (нарастающее или убывающее). Особую динамику выражают ломанные линии с острыми углами, так называемые, молниеобразные.

Пластические движения силуэтных линий в костюме образуют пря­мые, вогнутые, выгнутые и сложные криволинейные поверхности, воздей­ствуя на эмоционально-художественное восприятие костюма (прил. 2).

Так же решающее влияние на облик формы может оказать то, как она «вылеплена». Сохраняя одну и ту же объемно-пространственную структу­ру, мы имеем еще много возможностей видоизменять, варьировать внеш­нюю форму. Один и тот же объем может быть охвачен контуром из пря­мых, из различных округлений, всевозможных комбинаций кривых линий.

Если взять обыкновенную юбку в двух ее разновидностях, «плиссированной» и «драпированной», то можно заметить, что различное восприятие формы происходит из-за различного состояния поверхности (рис. 20). В одном случае это жесткие складки, в другом - мягкие изгибы.

Пластические движения складок, декоративные линии различных от­делок костюма расчленяют форму и вносят в нее ритмические порядки. Ритмические движения дополняют и развивают пластические (прил. 3),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: