Выразительность композиции, ее читаемость находятся в зависимости от того, в какой мере создается зрительное движение формы в границах силуэта костюма: от подчиненных частей к главной части или к композиционному центру. Для подчеркивания главного элемента в костюме зрительное движение должно быть организовано так, что на какую бы часть костюма ни был обращен взгляд, динамика неизбежно указала бы ту часть, которая выделена дизайнером. Такое движение создается благодаря свойствам пластической линий, ритма и принципа неравных отношений в членении: сходства и контраста. Чем лучше организовано это движение, тем яснее читается композиция костюма.
Для создания зрительного движения в дизайне костюма используют масштаб (принцип неравных отношений частей одежды), когда контрастное противопоставление одних частей формы другим создают ярко выраженное различие и противопоставление частей. Здесь под масштабностью понимается отношение величины формы одежды к фигуре человека, соотношение величины частей формы между собой и их отношение ко всей форме одежды. Выбор отношения величины частей одежды к общей величине ее формы - один из способов создания выразительности, используемых в композиции (рис. 17). Согласованность размерных показателей всех составляющих определяет степень грамотности построения формы и его пластической выразительности. Возможности гармонизации формы средствами масштабных величин заключаются в поиске вариаций с тремя группами величин: мелкими, средними, большими. Бесчисленная вариантность этих групп может быть обеспечена по закону трехкомпо-нентности, когда для убедительного выражения сложного и разнообразного движения формы достаточно и необходимо гармонизировать три ее компонента (три величины, три формы, три фактуры и т. п.). Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления. Именно к трехкомпонент-ной классификации подсознательно стремится человек, когда хочет объяснить многообразие окружающих его явлений. Например, пространство и объемная форма характеризуются длиной, шириной и высотой; положение линии может быть вертикальным, горизонтальным и наклонным и т. д.
|
|
Трудно создать целостную и легко воспринимаемую форму костюма, если в ней менее или более трех компонентов. Другими словами, сравнительно ограниченное число элементов формы позволяет создать кажущееся разнообразие и придать целостность их движению (рис. 18).
Рис. 17, Принцип неравных отношений частей формы в костюме |
В усилении выразительности формы большую роль играет контраст малой или большой величины относительно общей формы, т. е. утверждение ясного приоритета большей формы над меньшими. Масштабность в связи с этим связана с возникающими отношениями масс. Масса одежды обладает «тяжестью», весомостью, которая в зависимости от тех или иных условий выражается в большей или меньшей степени. В расположении масс частей одежды при ее членении на верхнюю и нижнюю части возникает необходимость их зрительного равновесия. Это нужно для того, чтобы вся форма в целом выглядела устойчивой. Масштабность как средство выражения гармонии не может существовать без уравновешенности и устойчивости. Но, иногда, в зависимости от назначения костюма и творческих замыслов дизайнера, требованиями равновесия пренебрегают. В этом случае в костюме специально создается ощущение динамики, неустойчивости формы, нарушающей все земные физические законы. Однако следует оговориться, что любое нарушение правил и законов должно быть уместным и своевременным.
|
|
Рис. 18. Закон трехкомпонентности в костюме