double arrow

Пропорции и целостность восприятия


В эпоху Ренессанса красивые пропорции называли божественными. Пропорции в костюме - это как бы его внутренняя красота, она «невидима непосредственно, но весьма ощутима, подобно красоте духовной». В основе пропорции лежит число. Красивая пропорция - это число, пропущенное через сознание художника.

Каждый элемент формы таит в себе проблему пропорций, т. к. соотношение между длиной, шириной и глубиной требует постоянного поиска. С увеличением числа элементов возникает проблема упорядочивания многих вещей при определенном соотношении размеров.

Найти гармонию помогает знание основных систем пропорций. Пропорции объемной структуры делятся на модульные, где взаимосвязь частей и целого выражается на повторении заданного размера (модуля) и на геометрические.

Простые пропорциональные отношения 2:3, 3:4, 3:5 и т. д. содержат в себе модуль, укладывающийся в целое. Основой гармоничности простых отношениях является ясная соразмерность линейных и объемных величин, где модуль служит единицей измерения формы, его внутренней мерой. Наиболее четко зрительная соразмерность выражается отношением 1:1, где модулем служит квадрат, но эта соразмерность инертна, статична, ма­ловыразительна, так как сравниваемые величины равноценны. От пра­вильно найденного модуля зависит общая гармония формы. Поэтому вели­чина модуля в больших изделиях должна быть большей, в небольших -меньшей. Однако, чем больше величина модуля, тем статичней и «скуч­нее» пропорциональные отношения в целом (например, величина лифа платья как модуля упрощает общие пропорциональные отношения как 1:1 или 1:2). С другой стороны, пределом простых отношений являются числа до восьми. Их можно определить как предел ясного восприятия сораз­мерности величин, воспринимаемых человеком. Среди простых отношений наиболее выразительны отношения: 1:3, 2:5 и т.д.




Геометрические пропорции строятся на равенстве отношений и про­являются в геометрическом подобии членений форм. Частным случаем геометрической пропорции является пропорция золотого сечения. Исходя из принципа золотого сечения, можно построить прямоугольник, стороны которого относятся как 1,62/1. Такой прямоугольник называется «золотым», динамичным. Он обладает тем свойством, что если отсечь от него квадрат, то оставшаяся часть окажется прямоугольником, подобным первоначальному. Наряду с золотым сечением наиболее часто в природе, изобразительном и т прикладном искусстве встречаются пропорции с иррациональными соотношениями: √3,√5,√7. Прямоугольники с таким соотношением сторон распадаются на элементы, строение которых повторяет строение целого.

Анализируя исторический костюм, мы часто сталкиваемся с различными вариациями пропорции золотого сечения. Так, например, русские народные костюмы, которые проанализированы способом обмера их частей, построены с учетом принципа золотого сечения на основании пропорций фигуры человека. Возможно, народные мас­тера в поисках гармонии часто интуитивно «выходили» именно на эти |пропорциональные отношения. Леонардо да Винчи разработал пропорцию, которая получила название «квадратура круга». Он связал масштаб про­порций с квадратом, длина которого была определена высотой тела и включала в себя систему деления, позволяющую установить размеры с по­мощью циркуля в отношениях от 1/2, 1/96 фигуры (рис. 14). Эта пропорция легла в основу европейского канона и использовалась зодчими и художни­ками эпохи Ренессанса.



Рис. 14. Квадратура круга Леонардо да Винчи и костюмы, построенные

на ее основе

В Древней Греции, взятые за основу пропорцио­нальные отношения золотого сечения «пропитали» не только архитектуру, но и скульптуру костюма (рис. 15).

Понимая костюм как «эхо человеческого тела», греки строго соблюдали в нем эти пропорции. Линии талии в их костюме всегда подчеркивались поясом несколько выше ее естественного положения, что соответствовало пропорции золотого сечения.

Дизайнер всегда увлечен поиском красивых пропорциональных отношений. Пропорции в значительной степени определяют целостность объемной структуры изделия. Как бы хороши не были сами по себе части целого, но если отсутствует четка» система в их организации, дизайнер не достигнет образной выразительности изделия.



Интерес представляет мнение Корбюзье о необходимости создания новой системы измерений. Системы, которая бы способствовала поиску не только полезных, но и красивых пропорций. Корбюзье задавал вопрос:

Рис. 15. Пропорция золотого сечения в архитектуре, скульптуре и

костюме Древней Греции

«Если бы появился какой-нибудь линейный измеритель, подобный систе­мам музыкальной записи, не облегчился бы ряд проблем?» И в качестве такового предлагает свой модулор. Модулор - это такой измерительный прибор, в основе которого лежит человеческий рост и математика. На рис. 16 показан этот прибор. В его основу заложены рост человека и золо­тое сечение. Здесь исходные единицы измерения связаны с членением че­ловека. Они закономерно увеличиваются и уменьшаются вверх и вниз. Каждое последующее членение связано с предыдущим золотым сечением. На вопрос о достоинствах модулора Корбюзье отвечал: «Метр - это цифры без реального содержания: сантиметр, дециметр, метр - это только обозначение десятичной системы. Цифры модулора - это действительно размеры. Они - факты. Они являются результатом выбора между бесконеч­ным количеством величин». Корбюзье разработал систему предпочтительных чисел, ввел в систему наших измерений два начала - человеческое и эстетическое. Эйнштейн сравнивал модулор с гаммой пропорций, которая «делает плохое трудным, а хорошее легким». Корбюзье писал: «Модулор -это гамма. Музыкант располагает гаммой и создает музыку по своим спо­собностям - банальную или красивую». Модулор - гамма. Но гамма - это еще не музыка.

Музыка связана с движением и временем: течет время, движутся зву­ки, меняя тембр, окраску, убывая и нарастая. Костюм - тоже движение. Ему свойственна динамика, ритм, пластика и невозможно подобрать такую систему пропорций, которая подошла бы к любому случаю и соответство­вала абсолюту.

Работая над поиском соотношений размеров формы, дизайнер в пер­вую очередь должен определить отдельный (главный) элемент, а потом уже находить его взаимосвязь с другими. Он должен постоянно трениро­вать чувство пропорции, чтобы уметь оценить отношение элементов, ощущать - когда напряженность угрожает гармонии, избегать вялых соот­ношений, ведущих к однообразию (прил. 1).

Рис. 16. Модулор Корбюзье






Сейчас читают про: