double arrow

Методы получения и применения информации

Теория познания – это процесс интеграции информационных ресурсов, начиная с простых чувственных восприятий и до сложных аксиоматических и абстрактных теорий. Структура процесса познания объекта или явления, а также методы получения и применения информации представлены на рис.1.2:

- эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование, интервью);

- теоретические знания (построение теорий);

- эмпирико-теоретические (сочетание теории с экспериментом).

Наблюдение – это древнейший метод познания, который заключается в сборе первичной информации. Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) постановка задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент. БЕСЕДА как психологический метод предполагает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которой объективируются свойственные ему психологические явления. ИНТЕРВЬЮ – вид беседы, во время которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определённые, обычно заранее приготовленные вопросы. АНКЕТИРОВАНИЕ – это разновидность интервью, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме.

ЭКСПЕРИМЕНТ – как метод научного познания отличается от наблюдения тем, что для исследования создаётся специальная ситуация (схема). Изучаемый объект, явление, система или субъект подвергается воздействию некоторых переменных, которые изменяются по некоторой программе. Экспериментатор фиксирует и регистрирует как изменение переменных, так и показателей реакций на них изучаемого объекта. Затем в анализе устанавливается зависимость между воздействием и реакцией, выводится математическое соотношение. Эксперимент – это теория в действии. Эксперимент – целенаправленное преобразование системы для изучения свойств системы.

Сравнение – установление общего и различного. Измерение – регистрация свойств и параметров. ТЕСТИРОВАНИЕ – оценка уровня знаний, констатация успешности деятельности, выявление способностей человека к той или иной деятельности.

Итак, процесс познания можно представить так. Это иерархическая система актуализации информации, в которой знания на каждом следующем уровне иерархии являются интегральным результатом актуализации знаний на предыдущем уровне. Процесс интеграции информационных ресурсов, получаемых с помощью простого чувственного восприятия и до сложных аксиоматических и абстрактных теорий.

Рис. 1.2. Структура процесса познания объекта или явления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: