Способы выражения синтаксических отношений в словосочетании

Понятие о словосочетании. Краткая история вопроса

План

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Лекция 3

Методы изучения синтаксиса

Различные методы изучения синтаксиса определяются общим уровнем развития науки, методологической основой исследований имировоззрением ученого, практическими задачами использования результатов научных изысканий в школьном и вузовском изучении языка и т. д. Определенное влияние оказывают и смежные науки, в частности логика, психология.

Наиболее значительные исследования русского синтаксиса, предопределившие и подготовившие современное состояние отечественной синтаксической науки, относятся ко второй половине XIX — началу XX в. Они представлены тремя методологическими направлениями: логическим (Ф. И. Буслаев), психологическим (А.А.Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский), формальным (Филипп Федорович Фортунатов, А. А. Шахматов, Александр Матвеевич Пешковский). Эти направления были значительным достижением для лингвистики своего времени, однако они страдали односторонностью. Представители каждого направления считали всякий иной подход к синтаксису неверным. Потебня начал разрабатывать свою синтаксическую систему с критики логической концепции Буслаева. Представители формального направления (особенно Шахматов), приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор на роль форм слова в синтаксической системе.

Важным этапом в изучении русского синтаксиса явился многоаспектный подход к предложению как к синтаксической единице, имеющей и логическую, и психологическую, и формальную стороны. Этот диалектический подход был разработан в 50-е годы В.В.Виноградовым, который, наряду с критикой методологических слабостей трех указанных направлений, выделил и использовал все ценное в них. Виноградов разработал основы структурно-семантического метода исследования синтаксиса. Этот метод является сейчас наиболее популярным среди исследователей и принят вузовской и школьной практикой преподавания синтаксиса СРЯ. Сущность этого метода заключается в совместном рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц. В основу описания синтаксических единиц кладется как их грамматическая семантика, так и формальные средства.


2. Сочетания, не входящие в состав словосочетаний

3. Парадигма словосочетания

4. Типы словосочетаний по их структуре

5. Синтаксические отношения между компонентами словосочетаний

Словосочетание — это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.

Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые — во фразеологии, в таких сочетаниях слов утрачены живые синтаксические связи, поэтому они не могут быть предметом синтаксиса. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: