Парадигма словосочетания
Совокупность форм СС, реализуемых при построении предложения, называется парадигмой словосочетания. Парадигмы опираются на словоизменение стержневого слова и выражают соответствующие грамматические значения — падежные и числовые: ветка березы, ветки березы, ветке березы... ветки березы, веток березы и т.д.; родовые значения: достойный внимания, достойная внимания; личные отношения: пишу письмо, пишешь письмо и т.д. Форма зависимого компонента или изменяется аналогично главному (при согласовании), или не изменяется (при управлении и примыкании). Число членов парадигмы, как правило, определяется числом форм стержневого слова. СС южный город имеет парадигму из 12 членов (6 — в ед.ч. и 6 — во мн.ч.); а СС свежее молоко — только 6 членов, так как во мн. ч. вещественные существительные не употребляются. По стержневому слову выделяются субстантивные, адъективные и глагольные парадигмы. Условием вхождения словосочетания в парадигму является тождественный лексический состав.
|
|
По структуре СС делятся на простые (двучленные) и сложные (многочленные).
Существует два разных подхода к делению словосочетаний на простые и сложные.
Согласно первому подходу, простые словосочетания — это те словосочетания, которые состоят из двух знаменательных слов, а сложные — те, которые состоят из трех и более знаменательных слов.
В простых словосочетаниях имеет место распространение одного слова другим с различными смысловыми значениями и оттенками, например: высокий дом, книга студента, слушать лекцию, бегло читать и др. Такие словосочетания состоят из двух знаменательных слов, из которых одно является главным, стержневым, а другое — зависимым, определяющим.
Простые СС не обязательно бывают двусловными: распространение слова может быть произведено путем цельного синтаксического или фразеологического СС, а также путем аналитической грамматической формы: человек высокого роста, юноша двадцати лет, принять участие в состязании, самая интересная книга. Эти СС семантически являются простыми (высокорослый человек, двадцатилетний юноша, участвовать в соревновании, интереснейшая книга), а в синтаксическом отношении примыкают к сложным.
Сложные словосочетания представляют собою распространение слова целым словосочетанием, причем формы и связи составляющих их слов не всегда зависят от главного слова. Например, в словосочетании успех молодого писателя определение молодого ни по смыслу, ни по форме не связано с главным словом всей группы — существительным успех; в словосочетании можно выделить две пары: успех писателя и молодого писателя, но их связывает более расчлененное представление, выражаемое всем словосочетанием. В СС мой старший брат одно слово (мой) определяет целое СС (старший брат).
|
|
Существуют также трехчленные или многочленные СС, в которых зависимые слова все подчинены главному слову, т.е. определяют его с разных сторон, распространяют в разных направлениях, например: любоваться по вечерам закатом (любоваться по вечерам — любоваться закатом), оклейка комнаты обоями (оклейка комнаты — оклейка обоями) и т.п.
Согласно второму подх оду, простые СС построены на основе одного способа связи (либо согласования, либо управления, либо примыкания). Сложные СС — те, которые образуются на основе разных способов связи, исходящих от одного и того же главного слова.
Так, согласно второму подходу, СС узкий дверной проем будет простым, так как главное слово проем связано с двумя зависимыми словами одним видом подчинительной связи — согласованием. А СС говорила неторопливо, с достоинством будет сложным, так как главное слово говорила связано примыканием с неторопливо и управлением со словом достоинство.