double arrow

Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов


Целью социальной государственной политики многих госу­дарств в отношении инвалидов является гарантия основных прав и обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реали­зации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В силу ряда экономических, социальных и демографических причин во всем мире наблюдается неуклонный рост числа лиц, ут­ративших трудоспособность и ставших инвалидами. По экспертным оценкам ООН, инвалиды составляют 10 % общей численности насе­ления. В связи с этим остро встает проблема обеспечения полно­ценной жизнедеятельности инвалидов.

В Российской Федерации около 10 млн инвалидов, а по прогно­зам в ближайшие годы ожидается увеличение их численности более чем в два раза.

Значительное количество лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности в социальной структуре общества, а также ожи­даемое дальнейшее увеличение числа инвалидов в связи с неблаго­приятной социально-экономической ситуацией в стране свидетельст­вуют о масштабности этой проблемы и о необходимости проведения комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество.




Что касается политики государства в данной сфере, то в настоя­щее время формируется сеть учреждений государственной службы реабилитации, создается отечественный рынок технических средств реабилитации, происходит структурная перестройка и реорганиза­ция службы экспертизы.

Согласно Федеральному закону о социальной защите инвалидов, комплексная реабилитация является одним из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан Российской Федерации. Она представляет собой систему медицинских, психологических, педаго­гических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограниче­ний жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стой­ким расстройством функций организма. Цель реабилитации состоит в восстановлении социального статуса инвалида, достижении им ма­териальной независимости и его социальной адаптации.

Реабилитация инвалидов включает:

1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстанови­тельной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

3) социальную реабилитацию инвалида, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Основу механизма реабилитации инвалидов составляет индиви­дуальная программа, которая разрабатывается государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и реализуется учре­ждениями различной ведомственной принадлежности, имеющими реабилитационную направленность. Координация деятельности по реабилитации инвалидов возложена на органы социальной защиты населения.



Учреждения, осуществляющие реабилитацию, могут заниматься только ею или сочетать ее с другими видами деятельности.

Ответственность за выполнение и реализацию соответствующих разделов индивидуальной программы реабилитации инвалидов воз­ложена на:

· органы здравоохранения (отвечают за программу медицинской реабилитации);

· органы службы занятости населения во взаимодействии с органами социальной защиты населения, образования и науки (отвечают за программу профессиональной реабилитации);

· органы социальной защиты населения во взаимодействии с жилищно-коммунальными службами, органами по физкультуре и спорту, культуры, общественными организациями инвалидов (отвечают за программу социальной реабилитации).

4.1. Профессиональная реабилитация инвалидов

Процесс профессиональной реабилитации инвалидов охватыва­ет систему мер по восстановлению конкурентоспособности инвали­да на рынке труда. Это прежде всего его профессиональная ориен­тация, профессиональное образование и рациональное трудоустрой­ство. Данные, полученные при освидетельствовании инвалидов в учреждениях службы медико-социальной экспертизы, показали, что в профессиональной реабилитации нуждаются свыше 62% от обще­го числа инвалидов, в том числе:



· потребность в профессиональной ориентации отмечена у 10 % инвалидов;

· в профессиональном образовании нуждается от 5 до 15 % инвалидов в зависимости от возраста и характера патологии;

· потребность в обеспечении занятости (профессиональное консультирование, профессиональный подбор, содействие в трудоустройстве) имеется у 54 % инвалидов;

· в профессионально-производственной адаптации нуждается от 30 до 90 % инвалидов. Вопросами профессиональной ориентации инвалидов в зависи­мости от возраста занимаются службы медико-социальной экспер­тизы, служба занятости, соответствующие структуры управлений по социальной защите населения администраций городов и районов, школы, а также родители и сами инвалиды.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в со­ответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние или высшие профес­сиональные учебные заведения они пользуются определенными льготами.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для по­лучения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образователь­ных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Министерства труда РФ. В учреждения начального и среднего профессионального образова­ния для инвалидов органами социальной защиты населения направ­ляются инвалиды с учетом трудовых рекомендаций на обучение, выданных службой медико-социальной экспертизы.

Срок обучения в техникуме три, а в училище — один-два года, в зависимости от избранной специальности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению заня­тости инвалидов» обучение инвалидов в первую очередь осуществ­ляют по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конку­рентоспособными на региональных рынках труда. Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Мини­стерства труда РФ от 8 августа 1993 г.

Например, в образовательных учреждениях комплектуются груп­пы швейного, обувного отделений. Спрос на эти профессии не сни­жается, что дает возможность выпускникам, при отсутствии рабочих мест на предприятиях, работать в домашних условиях.

Профессиональная подготовка инвалидов может осуществлять­ся и непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ вследствие наличия на предприятиях широкой производственной базы и возможностей выбора профессий и сокращения сроков под­готовки, более высокого уровня материального обеспечения в про­цессе обучения. В целом все виды профессиональной подготовки инвалидов — это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степе­ни потери трудоспособности.

Несмотря на сложную ситуацию на рынке труда, вопросами профессиональной реабилитации инвалидов занимается также служба занятости населения, в приоритетном порядке оказывает им содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве.

В целях проведения единой государственной политики в сфере занятости населения службой занятости ежегодно разрабатываются мероприятия по обеспечению трудоустройства инвалидов. К их чис­лу, в частности, относятся:

· установление квоты для приема на работу инвалидов организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, но не менее 3 % от среднесписочного состава работников;

· обеспечение взаимодействия учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы с органами службы занятости при разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов с учетом ситуации на рынке труда;

· предоставление инвалидам, имеющим показания к труду, возможности получения профессии (специальности), профессиональных навыков и знаний для последующего устройства;

· оказание содействия в трудоустройстве инвалидам, имеющим трудовые рекомендации службы медико-социальной экспертизы, обратившимся в службу занятости в поисках подходящей работы.

В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии с Законом РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 28) они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и надомные производства специально для трудоустройст­ва инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муници­пальных центров социального обслуживания.

Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов за­нимаются органы социальной защиты населения.

Закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях, должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответст­вии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).

Кроме того, отдельные предприятия создают специальные рабо­чие места для трудоустройства инвалидов, требующие дополнитель­ных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспо­соблениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с меди­цинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и IIгрупп уста­навливается сокращенный рабочий день (не более 35 ч в неделю),; ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).

Органы социальной защиты населения принимают необходи­мые меры для реализации возможности инвалидов работать на дому. В настоящее время, когда обострились проблемы трудоуст­ройства вообще и трудоустройства инвалидов, в частности, возника­ет потребность в расширении надомного труда инвалидов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декаб­ря 1996 г. «Об утверждении порядка участия граждан пожилого воз­раста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслу­живания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреж­дениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудо­способность Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационар­ных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в соответствии с плана­ми-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации. Важное значение в трудоустройстве инвалидов занимают специа­лизированные предприятия общественных формирований. Создают­ся предприятия, принадлежащие организациям ВОИ, ВОС, ВОГ.

Еще одна немаловажная проблема связана с реабилитацией психически больных. Трудовая реабилитация этого контингента должна осуществляться в лечебно-трудовых мастерских, подведом­ственных психиатрическим учреждениям здравоохранения, соцза­щиты и в спеццехах на предприятиях промышленности.

Наиболее активно организован труд этой категории инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты. Там создаются ус­ловия для работы по интересам и с учетом физических возможно­стей инвалидов. Они занимаются столярным, швейным делом, по­шивом и ремонтом обуви, вязанием, плетением кружев, макраме. Многие работают в строительных бригадах, организованных при до­мах-интернатах.

Как показывает анализ, при ежегодно возрастающем количестве инвалидов увеличивается и число инвалидов, нуждающихся в трудо­вом устройстве (около 60 %). Поэтому именно профессиональная реабилитация должна занимать ведущее место в общей системе реа­билитации, быть решающим условием интеграции инвалида в об­щество.







Сейчас читают про: