Сборка разъемных соединений

1. Сборка резьбовых соединений

Резьбовые соединения осуществляют непосредственным свинчиванием собираемых деталей, имеющих внутреннюю и наружную резьбу, и с помощью крепежных деталей – винтов, гаек, болтов, шпилек. Иногда применяют дополнительные детали – шайбы.

Процесс сборки резьбового соединения в общем случае складывается из следующих элементов: подачи деталей, установки их и предварительного ввертывания (навинчивания), подвода и установки инструмента, завинчивания, затяжки, отвода инструмента, дотяжки, шплинтовки или выполнения иного процесса, необходимо для предохранения от самоотвинчивания, в случае автоматической сборки предварительное ввертывание часто производят вручную. Это объясняется тем, что от доброкачественности наживления зависит правильная первоначальная установка одной детали по другой, а также возможность исключения срывов первых ниток резьбы, что нередко приводит к порче дорогостоящих корпусных деталей.

Перечисленные переходы выполняются вручную, с использованием обычного или механизированного инструмента и автоматически с использованием специальных сборочных машин.

При большом числе гаек рекомендуется завертывать их в определенном порядке (последовательно от центра к краям в одну и в другую сторону попеременно по методу спирали). Затяжку производят постепенно.Сначала все гайки (болты) затягивают на одну треть, затем на две трети, потом на полную затяжку. Правильно выбранная последовательность навинчивания гаек исключает перекосы и коробления деталей. Недовернутая гайка вызывает перегрузку соседних с ней шпилек и это может явиться причиной их разрыва во время работы машины.

В процессе разборки резьбовых соединений целесообразно придерживаться обратного порядка отвинчивания гаек.

От самоотвинчивания резьбовые соединения предохраняют стопорящими элементами: упругими шайбами, нитроклеем, контровочной проволокой, гайками с упругими элементами, контргайками.

Инструмент: гайковерты винтоверты, шпильковерты, сверлильные станки, спецустановки. Некоторые имеют ГОСТ.

Для обеспечения требуемой затяжки резьбового соединения применяют специальные ключи, они бывают двух типов: предельные автоматически выключающиеся при достижении определенного момента затяжки, и динамометрические – с указанием величины прилагаемого момента при затяжке.

2.Шпоночные соединения

Различают шпонки клиновые, призматические, цилиндрические, сегментные.

Призматические применяют для неподвижных и подвижных соединений, а остальные только для неподвижных.

При неподвижных соединениях шпонку устанавливают в паз вала плотно или даже с натягом, а в пазу ступицы посадка создается более свободная.

При монтаже на вал охватывающей детали необходимо следить, чтобы она не "сидела" на шпонке, т.е. центрировалась бы исключительно на цилиндрической или конической поверхности вала. При этом между верхней плоскостью шпонки и впадиной паза втулки должен быть достаточный зазор.

При сборке соединений с клиновой шпонкой необходимо добиваться, чтобы дно паза охватывающей детали имело уклон, соответствующей уклону шпонки, т.к. иначе ступица будет сидеть на валу с перекосом.

В конструкциях машин начинают применяться разнообразные виды без шпоночных соединений. Один из таких видов – соединение упругопластичными втулками.

Охватывающая деталь 1 устанавливается на цилиндрическом хвостовике вала 2, центрируясь на два металлических кольца, между которыми поставлена втулка из капрона, поронита и асборезины или других упрогопластических материалов. Под действием осевой силы, создаваемой гайкой, втулка деформируется, в результате чего возникают силы трения, прочно удерживающие охватывающую деталь на валу 2.

3. Сборка шлицевых соединений

Соединение деталей по шлицам позволяет обеспечивать более точное центрирование, чем при соединении деталей со шпонкой, а также повышенную прочность. Распространены прямобочные, эвольвентные и треугольные шлицевые цилиндрические соединения. В прямобочном соединении охватывающая деталь может быть центрирована по наружной поверхности шлицев, по поверхности впадин или по боковым сторонам шлицев. В соединении с эвольвентными шлицами центрирование осуществляется профилями зубьев или по наружной поверхности шлицев. При треугольных шлицах детали центрируются по боковым профилям шлицев.

В зависимости от применяемой посадки центрирующих поверхностей шлицевые соединения можно отнести к одной из следующих групп: тугоразъемные, легкоразъемные и подвижные.

Сборку шлицевых соединений начинают с осмотра состояния шлицев обеих деталей. Даже небольшие забоины, задиры или заусенцы в шлицевом соединении не допускаются. В тугоразъемных соединениях охватывающую деталь обычно напрессовывают на вал при помощи специального приспособления или на прессе.

После установки и закрепления охватывающей детали на шлицах соединение следует проверить на биение. Допускаемые величины радиального и торцевого биения зависят от назначения соединения и указываются в технических требованиях на сборку или на чертеже СЕ.

В правильно собранной СЕ с подвижным шлицевым соединением перемещение охватывающей детали должно быть легким, без заеданий.

4. Сборка неподвижных конических соединений

Конические соединения с неподвижной посадкой часто применяют взамен цилиндрических: в сборке они имеют ряд преимуществ.

Вследствие того, что в начале сборки вал легко входит в отверстие и самоцентрируется, сборка конических соединений значительно облегчается, что особенно важно при установке крупных деталей (маховиков, больших зубчатых колес). Напряженность посадки и необходимый натяг в коническом соединении создаются напрессовкой охватывающего конуса на охватываемый и поэтому могут регулироваться. Конические соединения удобны в разборке.

Сборку конического соединения начинают с подборки охватывающей детали по конусу вала. Проверку ведут по краске, на качку, а также по глубине посадки охватывающего конуса на валу. Перекос и качка деталей возникают при несовпадении углов конусов охватываемой и охватывающей деталей.

В процессе сборки конического соединения к охватываемой детали – валу или охватывающей – втулке, прикладывают осевую силу. В сопряжении возникает диаметральный натяг

Требуемый натяг в соединении можно достичь запрессовкой определенной силы. Для этого применяют специальные приспособления.

Сила, требуемая для сборки неподвижного конического соединения, в ряде малогабаритных СЕ создается обычной гайкой. гайку необходимо затягивать предельным или динамометрическим ключом.

Сборку неподвижного конического соединения можно также осуществить нагревом охватывающей детали или охлаждением охватываемой.

конические штифты, соединяющие втулку и вал. В некоторых конструкциях неподвижность соединения обеспечивается также пружинно-затяжными кольцами. При затяжке гайки эти кольца вследствие конического сопряжения получают упругую деформацию, в результате которой достигается неподвижность соединения. Кольца применяют цельные и разъемные. Углы наклона конусов для этих колец a =12,5¸14°.

От силы затяжки колец зависит величина крутящего момента, передаваемого соединением. Здесь существует строгая линейная зависимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: