- Идентификация товара, т.е. его отнесение к определенной товарной группе для которой характерен определенный эталонный товар, обладающий эталонным набором свойств.
- Формирование множества (списка) показателей значимых для потребителя (субъекта оценки) FQ
- Ранжирование списка FQ, где F1 – наиболее важный показатель, а Fn – наименее важный.
- Формирование субъектом оценки вектора важности свойств:
b1+b2+b3+…+bn=1
Каждый b отражает значимость каждого свойства - так b1 отражает значимость свойства F1, b2 отражает значимость свойства F2 и т.д.
- Формирование списка наличных показателей товара (заявочного списка F_Z):
Сравнение со свойствами эталона, некоторых из которых может не быть в реальном товаре.
- Определение F
F = b1 F 1 + b2 F 2 +...+ b е Fе
Показатели функционального назначения товара F имеют двоичное значение:
1 в случае их наличия в оцениваемом товаре и 0 – если они отсутствуют.
Т.о., если свойств в реальном товаре меньше, чем в эталонном, то F<1.
Процедура определения показателя качества исполнения свойств в товаре (показателя качества) К
|
|
Проводится по показателям заявочного списка свойств реального товара (F_Z)
- Для каждого показателя и списка устанавливаем градации качества с использованием шкал (квалиметрия).
Шкалы
Сходящиеся Все градации качества находятся в отношении включения друг в друга. Например: F1 - Жирность молока - 1,5% - 2,5% - 3,2% Достижение уровня 3,2% говорит о том, что мы достигли и предыдущих уровней – 1,5 и 2,5% | Расходящиеся Отношения включения нет. Например: F1 – упаковка молока - пластиковый пакет - пластиковый пакет с крышечкой - пластиковая бутылочка с удобной крышкой - эргономичная бутылочка (с вмятинами под пальцы) с удобной крышкой. Каждая из этих градаций независима от предыдущих. |
Например:
F1 – срок гарантии на товар (шкала сходящаяся)
F1 ó W1={W1(1); W1(2); W1(3); W1(4) }
Срок
гарантии
на товар
(еще примеры на стр. 55 методички).
Если показатель интегральный (см. стр. 33, 56 методички, пример по надежности с формированием терм-множеств и соответствующих им правил).
Рассмотрим показатель – надежность продукции.
Данный показатель сам по себе является интегральным, т.к. включает в себя частные показатели, определяющие надежность (долговечность, ремонтопригодность и т.д.)
Показателю F1 (надежность) соответствует терм-множество Т1
Т1={Т1(1);Т1(2); ……Т1(5)}
Т1(1) – недостаточная надежность
Т1(2) – низкая надежность
Т1(3) – средняя надежность
Т1(4) – высокая надежность
Т1(5)} – сверхвысокая надежность
Каждый уровень надежности определяется своим уровнем характеристик, при недостаточной надежности – это один набор характеристик с определенным уровнем, при средней надежности – это уже другой уровень характеристик (правил).
|
|
Ставим в соответствие каждому уровню надежности свои правила (свой уровень характеристик надежности товара):
Т1(1) – недостаточная надежность Р1(1)
Т1(2) – низкая надежность Р1(2)
Т1(3) – средняя надежность Р1(3)
Т1(4) – высокая надежность Р1(4)
Т1(5)} – сверхвысокая надежность Р1(5)
Р1 = { P1(1);P1(2); ……P1(5)}
Определим, что может влиять на надежность товара, какие характеристики будут составлять правила?
- долговечность (VD)
- безотказность (VB)
- ремонтопригодность (RM)
- …
- резервируемость (RZ)
Каждая характеристика может иметь различные качественные уровни исполнения.
Например:
Долговечность VD1 – низкая, VD2- выше ….. VD5– высокая.
Показатели ремонтопригодность и резервируемость можно оценить по 2ум уровням – либо "да" либо "нет" [0;1].
Описываем каждое правило:
Р1(1): низкая долговечность и низкая безотказность и (ремонтопригодность либо есть, либо нет) …
Описываем в математических терминах:
Р1(1): VD1&VB1&(RM0 U RM1)&...
....
P1(5): VD5&VB5&RM1&SX1&RZ1
- Определяем показатель К
K =
где b – количество функциональных показателей, включенных покупателем в заявочный список показателей товара.
Требуется дополнительное пояснение, почему показатель качества K усредняется не по фактическому количеству функциональных показателей e, по которым определялись оценки Wj (i) , а по количеству показателей b, которые покупатель включил в свой заявочный список. Короткое пояснение заключается в том, что если усреднение значения K проводить по e, то это может привести к необоснованному завышению величины K.
При оценке НОК b – количество функциональных показателей эталонного товара.
Процедура определения показателя стоимости товара (С)
* S,
где R g – прейскурантная цена товара, а R p – цена эталона, S - коэффициент затрат потребления.
|
|
Затраты на ремонт, расходные материалы, эксплуатацию и обслуживание.
В качестве a, b, c можно взять:
- реальные величины (в расчете, например, на месяц или на год (например, затраты на батарейки - ))
- коэффициенты удельных затрат (приведенные к эталону (например, расход батареек в 2 раза больше - ))
При незначительном отличии затрат потребления реального товара от затрат потребления эталонного товара можно принять S = 1.
С – является объективным показателем, независящим от субъекта оценки, поэтому в отличие от F и К (считаются с точки зрения НОК и с точки зрения покупателей) считается 1 раз.
Теперь у нас есть все составляющие для определения индекса конкурентоспособности товара Q.
Удельные веса значимости должны соответствовать предпочтениям субъектов оценки и в сумме быть равными 1.