double arrow

Процедура определения показателя функционального назначения товара F

  1. Идентификация товара, т.е. его отнесение к определенной товарной группе для которой характерен определенный эталонный товар, обладающий эталонным набором свойств.
  2. Формирование множества (списка) показателей значимых для потребителя (субъекта оценки) FQ
  3. Ранжирование списка FQ, где F1 – наиболее важный показатель, а Fn – наименее важный.
  4. Формирование субъектом оценки вектора важности свойств:

b1+b2+b3+…+bn=1

Каждый b отражает значимость каждого свойства - так b1 отражает значимость свойства F1, b2 отражает значимость свойства F2 и т.д.

  1. Формирование списка наличных показателей товара (заявочного списка F_Z):

Сравнение со свойствами эталона, некоторых из которых может не быть в реальном товаре.

  1. Определение F

F = b1 F 1 + b2 F 2 +...+ b е Fе

Показатели функционального назначения товара F имеют двоичное значение:

1 в случае их наличия в оцениваемом товаре и 0 – если они отсутствуют.

Т.о., если свойств в реальном товаре меньше, чем в эталонном, то F<1.

Процедура определения показателя качества исполнения свойств в товаре (показателя качества) К

Проводится по показателям заявочного списка свойств реального товара (F_Z)

  1. Для каждого показателя и списка устанавливаем градации качества с использованием шкал (квалиметрия).

Шкалы

Сходящиеся Все градации качества находятся в отношении включения друг в друга. Например: F1 - Жирность молока - 1,5% - 2,5% - 3,2% Достижение уровня 3,2% говорит о том, что мы достигли и предыдущих уровней – 1,5 и 2,5% Расходящиеся Отношения включения нет. Например: F1 – упаковка молока - пластиковый пакет - пластиковый пакет с крышечкой - пластиковая бутылочка с удобной крышкой - эргономичная бутылочка (с вмятинами под пальцы) с удобной крышкой. Каждая из этих градаций независима от предыдущих.

Например:

F1 – срок гарантии на товар (шкала сходящаяся)

F1 ó W1={W1(1); W1(2); W1(3); W1(4) }

Срок

гарантии

на товар

(еще примеры на стр. 55 методички).

Если показатель интегральный (см. стр. 33, 56 методички, пример по надежности с формированием терм-множеств и соответствующих им правил).

Рассмотрим показатель – надежность продукции.

Данный показатель сам по себе является интегральным, т.к. включает в себя частные показатели, определяющие надежность (долговечность, ремонтопригодность и т.д.)

Показателю F1 (надежность) соответствует терм-множество Т1

Т1={Т1(1);Т1(2); ……Т1(5)}

Т1(1) – недостаточная надежность

Т1(2) – низкая надежность

Т1(3) – средняя надежность

Т1(4) – высокая надежность

Т1(5)} – сверхвысокая надежность

Каждый уровень надежности определяется своим уровнем характеристик, при недостаточной надежности – это один набор характеристик с определенным уровнем, при средней надежности – это уже другой уровень характеристик (правил).

Ставим в соответствие каждому уровню надежности свои правила (свой уровень характеристик надежности товара):

Т1(1) – недостаточная надежность Р1(1)

Т1(2) – низкая надежность Р1(2)

Т1(3) – средняя надежность Р1(3)

Т1(4) – высокая надежность Р1(4)

Т1(5)} – сверхвысокая надежность Р1(5)

Р1 = { P1(1);P1(2); ……P1(5)}

Определим, что может влиять на надежность товара, какие характеристики будут составлять правила?

  1. долговечность (VD)
  2. безотказность (VB)
  3. ремонтопригодность (RM)
  4. резервируемость (RZ)

Каждая характеристика может иметь различные качественные уровни исполнения.

Например:

Долговечность VD1 – низкая, VD2- выше ….. VD5– высокая.

Показатели ремонтопригодность и резервируемость можно оценить по 2ум уровням – либо "да" либо "нет" [0;1].

Описываем каждое правило:

Р1(1): низкая долговечность и низкая безотказность и (ремонтопригодность либо есть, либо нет) …

Описываем в математических терминах:

Р1(1): VD1&VB1&(RM0 U RM1)&...

....

P1(5): VD5&VB5&RM1&SX1&RZ1

  1. Определяем показатель К

K =

где b – количество функциональных показателей, включенных покупателем в заявочный список показателей товара.

Требуется дополнительное пояснение, почему показатель качества K усредняется не по фактическому количеству функциональных показателей e, по которым определялись оценки Wj (i) , а по количеству показателей b, которые покупатель включил в свой заявочный список. Короткое пояснение заключается в том, что если усреднение значения K проводить по e, то это может привести к необоснованному завышению величины K.

При оценке НОК b – количество функциональных показателей эталонного товара.

Процедура определения показателя стоимости товара (С)

* S,

где R g – прейскурантная цена товара, а R p – цена эталона, S - коэффициент затрат потребления.

 
 
Затраты на потребление реального товара


Затраты на потребление эталонного товара
S =

Затраты на ремонт, расходные материалы, эксплуатацию и обслуживание.

В качестве a, b, c можно взять:

- реальные величины (в расчете, например, на месяц или на год (например, затраты на батарейки - ))

- коэффициенты удельных затрат (приведенные к эталону (например, расход батареек в 2 раза больше - ))

При незначительном отличии затрат потребления реального товара от затрат потребления эталонного товара можно принять S = 1.

С – является объективным показателем, независящим от субъекта оценки, поэтому в отличие от F и К (считаются с точки зрения НОК и с точки зрения покупателей) считается 1 раз.

Теперь у нас есть все составляющие для определения индекса конкурентоспособности товара Q.

Удельные веса значимости должны соответствовать предпочтениям субъектов оценки и в сумме быть равными 1.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: