Стратегии конкуренции
Структура рынка в виде множества предприятий с принадлежащими им гипотетическими долями рынка имеет следующий вид:
Лидер рынка (доля 40%)– имеет максимальный охват рынка, значительные затраты на СТИС и распределение, лидер по ценовым изменениям.
Предприятие-претендент (доля 30%) – второе место в отрасли, ведет ожесточенную борьбу за увеличение своей доли рынка.
Предприятие-последователь (доля 20%) – ведущее предприятие, удерживающее свою долю и не делающее резких выпадов.
Предприятие, обслуживающее свою нишу (доля 10%), – имеет небольшие сегменты, которые игнорируются другими.
1. Стратегия снижения себестоимости.
Условия применения: большая доля рынка, дешевые ресурсы, ценовая конкуренция с эластичным спросом, продукция стандартизована с трудностью ее замены.
Требования к производству и управлению: высокий уровень ТПП, механизация и автоматизация трудоемких процессов, ресурсосберегающие технологии, четкий контроль себестоимости, интенсивное использование персонала, хорошо организованный маркетинг и система реализации и продвижения товара.
Факторы риска: технологические инновации, копирование со стороны конкурентов, изменение предпочтений потребителей, появление новых товаров.
Преимущества: дополнительный рост объемов производства и получения сверхприбылей за счет повышения рыночной доли, ужесточение входного барьера, наличие резервов на покупку сырья и полуфабрикатов, возможность маневров с ценами, вытеснение товаров-заменителй за счет более низких цен, создание имиджа надежного предприятия.
2. Стратегия дифференциации продукции.
Условия применения: ценимость отличительных особенностей товара на рынке, настроенность потребителей на приобретение разнообразных товаров, неценовая конкуренция, не многие предприятия используют стратегию дифференциации.
Требования к производству и управлению: легкопереналаживаемое производство, высокий уровень автоматизации конструкторской подготовки, высокий уровень НИОКР и наличие опытного производства, мощная маркетинговая система и наличие собственной сети распределения.
Факторы риска: высокие начальные цены, возможность потери эффекта дифференциации покупателем (в связи с чрезмерным разнообразием), имитация параметров товаров-лидеров конкурентами.
Преимущества: дополнительный рост объема продаж и прибылей за счет превосходства в области технологии, предоставления широкого выбора товаров, наличия резервов для повышения цен сырье и полуфабрикаты, вытеснение товаров-заменителей путем укрепления связей с потребителями, создание имиджа добросовестного и надежного партнера, заботящегося о нуждах потребителей.
3. Инновационная стратегия.
Условия применения: отсутствие аналогов продукции, наличие потенциального спроса на новшества, наличие крупных предприятий, готовых поддержать производство.
Требования к производству и управлению: высокая научно-техническая квалификация персонала, венчурная организация бизнеса и рациональная система управления предприятия.
Факторы риска: большие объемы финансирования, высокие издержки на начальных этапах, противодействие внедрению, противозаконное копирование, высокий риск банкротства.
Преимущества: получение сверхприбылей, блокирование входов в отрасль за счет монополии на новинку, отсутствие товаров-заменителей, создание имиджа новатора.
4. Стратегия оперативного реагирования на потребности рынка.
Условия применения: неэластичный спрос, невысокие барьеры входа и выхода на рынок, небольшое количество конкурентов, нестабильность рынка.
Требования к производству и управлению: небольшое гибкое неспециализированное предприятие с высокой степени дифференциации, мобильный персонал, маркетинговая служба, ориентированная на высокорентабельные краткосрочные проекты.
Факторы риска: значительные удельные издержки, отсутствие долгосрочных перспектив в других видах бизнеса, наличие дестабилизирующих факторов внешней среды, отсутствие гарантий получения прибыли и высокий риск банкротства.
Преимущества: получение сверхприбыли за счет продаж дефицитной продукции по высоким ценам, повышенный спрос, небольшое количество товаров-заменителей, высокий имидж предприятия-новатора.