Сущность и значение коммуникации для эффективного менеджмента

Тема 5. Коммуникативное поведение в организации

План:

1) Сущность и значение коммуникации для эффективного менеджмента;

2) Процесс коммуникации;

3) Виды и средства коммуникации;

4) Барьеры на пути эффективной коммуникации и их преодоление.

Оценки специалистов показывают, что в активной жизни большин­ства людей процессы общения, коммуникации занимают до 75% времени. Коммуникации позволяют людям совместно трудиться, накап­ливать и передавать огромный запас знаний.

Менеджеры в силу специфики своей деятельности должны в совершенстве владеть технологией и искусством коммуникации. По оцен­кам специалистов, до 80% рабочего времени менеджеров всех уровней расходуется на те или иные виды общения.

Информация выступает одним из важнейших инструментов управления. Анализируя и передавая информацию, получая затем обратные сигналы, менеджер планирует, организует, координирует, мотивирует и контролирует подчиненных. Большинство подчиненных на вопрос, какие качества они ценят в своем руководителе, на первом месте на­звали умение выслушивать подчиненных. Таким образом, каждый ме­неджер обязан быть коммуникатором.

Коммуникация (общение) представляет собой процесс передачи информации. Это передача мыслей, эмоций или отношений одно­го или нескольких человек другому или другим людям с целью побудить их к действию. Как следует из этого определения, люди реагируют на информацию эмоционально окрашено.

Эта информация представляет из себя не только отдельные фразы, что услышано или прочитано, а всю совокупность «воспринятого сигнала»: тон, интонацию, настроение, шорох, цвет, одежду, черты лица, окружающую обстановку и даже возникающие воспоминания и ассоциации.

Эмоция – это форма психологического отражения человеком действительности (душевное переживание; чувство).

Как правило, отправленная информация никогда не совпадает с информацией полученной. По-разному строится общение с тем, кто устал, испытывает стрессовые нагрузки, или с тем, кто хорошо отдохнул и находится в состоянии душевного равновесия.

Таким образом, можно утверждать, что коммуникация - это взаимный обмен эмоциональных элементов и ценностных представлений. Эмоционально интерпретируемые элементы (жесты, мимика, интонация, манера поведения и т.д.) получателем информации в первую очередь проверяются на симпатию и антипатию.

Посягательство на чувство собственного достоинства и (или) столкновения с другими ценностными представлениями (нормами) почти всегда приводят к сопротивлению.

Основные функции коммуникации:

1) информативная – передача истинных или ложных сведений;

2) интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между людьми (например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждение и поведение работника), используя различные формы взаимодействия: внушение, приказ, просьба и убеждение.

3) перцептивная – восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

4) экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Коммуникация - важный и обязательный компонент менеджмента и бизнеса.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1) изучение бизнеса подразумевает эффективную коммуникацию;

2) продавец обычно ведёт переговоры посредством двустороннего общения;

3) управляющий кадрами использует интервью как форму двустороннего общения;

4) менеджеры доводят задания до подчинённых;

5) плохой менеджмент или производственное общение могут вызвать производственные конфликты; плохо составленные отчёты могут вести к ошибочным решениям.

Существует ряд важных областей (сфер) коммуникативного взаимодействия администрации (руководства) фирмы с персоналом. К ним относятся:

1) наём на работу (цель коммуникации в этом случае - убедить потенциального сотрудника в достоинствах работы на данном предприятии, а также получить определённое представление о новичке);

2) ориентация (целью коммуникации в этой области является формирование у людей чувства знакомства с работой и уверенности в её достоинствах, раскрытие основных принципов политики администрации);

3) функционирование (цель коммуникации - обеспечение сотрудников необходимой информацией об их рабочей функции и роли в организации);

4) индивидуальная оценка (посредством коммуникации руководитель сообщает подчинённому свою оценку его вклада в деятельность фирмы);

5) личная безопасность (коммуникация позволяет предоставить информацию работникам о мерах и степени их безопасности в трудовом процессе);

6) дисциплина (целью коммуникации является ознакомление работников с правилами и инструкциями фирмы таким образом, чтобы они могли лучше к ним приспособиться).

7) выработки и принятия организационных решений или к области разрешения всевозможных (в том числе и трудовых) внутриорганизационных конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: