Невербальные средства общения. Невербальные коммуникации

Таблица 5.5

Невербальные коммуникации

Таблица 5.4

Интересный опыт

Все сотрудники хотят получать информацию о своей компании. Какую? Готовы ли менеджеры им ее давать; Какую информацию они готовы предо­ставить?

Ниже приводятся результаты опроса трехсот сотрудников и менеджеров российских компаний (таблица 5.4).

Распределение результатов опроса1

Ответы Распределение ответов на вопросы
Что бы вы хотели знать о своей организации? О чем вы информируете своих сотрудников?
1. Предстоящие изменения в составе акционеров, покупка или продажа компании 21 % 9,7%
2. Зарплата топ-менеджеров 15% 3,9%
3. Зарплата других сотрудников 14% 3,9%
4. Информация о кадровых назначениях 13% 29,1%
5. Реальная прибыль/убытки компании 16% 11,7%
6. Вывод компанией новых товаров или услуг на рынок 12% 28,2%
7. Информация о стратегических клиентах или партнеров 9% 13,6%

1 «Секрет фирмы», Деловой журнал, 2003, 21 октября – 3 ноября., С. 58

Как показывают исследования, эффективность горизонтальных коммуни­каций достигает 90 %. Это объясняется тем, что люди работали на одном и том же уровне управления, хорошо понимают характер труда своих коллег, знают их проблемы и возможное содержание их сообщения. Вертикальные коммуникации менее эффективны, чем горизонтальные. Лишь 20-25 % информации, исходящей от высшего руководства, доходит до непосредственных работников и правильно понимается ими. Причем начальник цеха, покидая кабинет директора предприятия, выносит лишь 40 % информации, а бригадир и того меньше, всего 30 % информации. Что касается восходящих коммуникаций, то до руководителей организаций доходит не более 10 % информации, направляемой в их адрес рабочими.

Невербальное поведение человека связано с его психологиче­ским состоянием и служит средством его выражения. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербальных сообщений. Не­вербальное поведение помогает создать образ партнера по общению.

В основе невербальной коммуникации лежит информация, послан­ная отправителем без использования слов. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального со­общения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

Невербальное поведение поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися. Оно выступает в каче­стве показателя статусно-ролевых отношений (таблица 5.5).

Основные типы невербальной коммуникации Невербальные средства общения
1. Кинесические Выразительные движения тела Жесты, мимика и пантомимика, поза, походка
Визуальный контакт (взгляд) Направление, длина паузы, частота контакта
2. Просодические и экстралингви­стические Голос и речь Интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, моду­ляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание
3. Такесические Динамические прикосновения Рукопожатие, поцелуй, похлопывание
4. Проксемические Пространственная структура общения Ориентация и угол общения партнеров, дистанция

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: