Таблица 5.5
Невербальные коммуникации
Таблица 5.4
Интересный опыт
Все сотрудники хотят получать информацию о своей компании. Какую? Готовы ли менеджеры им ее давать; Какую информацию они готовы предоставить?
Ниже приводятся результаты опроса трехсот сотрудников и менеджеров российских компаний (таблица 5.4).
Распределение результатов опроса1
Ответы | Распределение ответов на вопросы | |
Что бы вы хотели знать о своей организации? | О чем вы информируете своих сотрудников? | |
1. Предстоящие изменения в составе акционеров, покупка или продажа компании | 21 % | 9,7% |
2. Зарплата топ-менеджеров | 15% | 3,9% |
3. Зарплата других сотрудников | 14% | 3,9% |
4. Информация о кадровых назначениях | 13% | 29,1% |
5. Реальная прибыль/убытки компании | 16% | 11,7% |
6. Вывод компанией новых товаров или услуг на рынок | 12% | 28,2% |
7. Информация о стратегических клиентах или партнеров | 9% | 13,6% |
1 «Секрет фирмы», Деловой журнал, 2003, 21 октября – 3 ноября., С. 58
Как показывают исследования, эффективность горизонтальных коммуникаций достигает 90 %. Это объясняется тем, что люди работали на одном и том же уровне управления, хорошо понимают характер труда своих коллег, знают их проблемы и возможное содержание их сообщения. Вертикальные коммуникации менее эффективны, чем горизонтальные. Лишь 20-25 % информации, исходящей от высшего руководства, доходит до непосредственных работников и правильно понимается ими. Причем начальник цеха, покидая кабинет директора предприятия, выносит лишь 40 % информации, а бригадир и того меньше, всего 30 % информации. Что касается восходящих коммуникаций, то до руководителей организаций доходит не более 10 % информации, направляемой в их адрес рабочими.
|
|
Невербальное поведение человека связано с его психологическим состоянием и служит средством его выражения. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербальных сообщений. Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению.
В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.
Невербальное поведение поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися. Оно выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений (таблица 5.5).
Основные типы невербальной коммуникации | Невербальные средства общения | |
1. Кинесические | Выразительные движения тела | Жесты, мимика и пантомимика, поза, походка |
Визуальный контакт (взгляд) | Направление, длина паузы, частота контакта | |
2. Просодические и экстралингвистические | Голос и речь | Интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание |
3. Такесические | Динамические прикосновения | Рукопожатие, поцелуй, похлопывание |
4. Проксемические | Пространственная структура общения | Ориентация и угол общения партнеров, дистанция |
|
|