double arrow

Коммуникации по форме общения


Рисунок 5.2 Факторы, влияющие на межличностную коммуникацию

Эффективность межличностных коммуникаций во многом зависит от обратной связи. С ее помощью отправитель понимает, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно ли понято и принято полу­чателем.

Получатель должен быть убежден в компетентностиотправителя. В зависимости от компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же сообщение, что обусловливает различные подходы к кодированию и декодированию информации. При некомпетентности отправителя коммуникация мо­жет не состояться.

Довериеполучателя к отправителю как к руководителю, так и к лич­ности – также важное условие осуществления коммуникации. При этом получатель должен признавать право отправителяна передачу сообщения.

В отношении ожиданийполучателя важно отметить, что люди хо­рошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожи­данная информация может не восприниматься.

На эффективность межличностных коммуникаций влияет совместимостьлюбого рода. Психологическая несовместимость отправителя и получателя, неприятие получателем целей и задач, которые фор­мулируются в сообщении, разрушают коммуникацию.




Статусотправителя может быть по-разному воспринят получателем. Получатель может признавать его и тогда он выполняет указания отпра­вителя, переданные в сообщении, а может воспринимать статус как лич­ную угрозу, что препятствует коммуникации и даже прерывает ее.

Межличностные коммуникации зависят от социокультурной сре­ды, в которой они осуществляются, включающей традиции, обычаи, систему ценностей. При общении представителей различных нацио­нальных культур необходимо учитывать этот фактор. Культурные различия проявляются как в вербальном, так и в невербальном об­щении.

Вербальные коммуникации –коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования.

Речь – это самое универсальное средство коммуникации, так как меньше всего теряется смысл сообщения. В структуру речевого сообщения входят значение и смысл слов, фраз. Важную роль играют точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, а также выразительность и смысл интонации.

Большую часть рабочего времени менеджеры тратят на личное общение с другими работниками. Достоинствами устных коммуникаций являются быстрота, спонтанность и возможность широкого использо­вания невербальных сигналов одновременно со словами.

Невербальные коммуникациииспользуются различные неречевые знаковые системы. Основные функции невербальных средств – это дополнение и замещение речи, отражение эмоционального состояния партнеров по коммуникативному процессу.

Это сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, например с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер.

С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по со­общению (подробнее об этом см. вопрос 3.5 лекции).







Сейчас читают про: