Классификация коммуникаций в организации
Таблица 5.1
Признак классификации | Виды коммуникаций |
1. Субъект и средства коммуникаций | ♦Коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий (ИТ); ♦ Межличностные; |
2. Форма общения | ♦ Вербальные; ♦ Невербальные; |
3. Каналы общения | ♦ Формальные; ♦ Неформальные; |
4. Организационный признак (пространственное расположение каналов) | ♦ Вертикальные; ♦ Горизонтальные; ♦ Диагональные; |
5. Направленность общения | ♦ Нисходящие; ♦ Восходящие. |
Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, информационных технологий, в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, Интернет-пейджеров (ICQ и др.), телекоммуникационных систем, управленческих информационных систем (УИС) (например, Project Expert, Oracle Financial Analyzer, «Парус», программы бухгалтерского учета (1С и т.д.)).
Управленческие информационные системы призваны помогать менеджеру анализировать данные, собираемые прочими информационными системами, в том числе бухгалтерскими системами. Менеджеры с помощью УИС могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей их области.
|
|
Межличностная коммуникация – коммуникация, осуществляемая между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. Именно она представляет наибольшую значимость для изучения организационного поведения. На межличностные коммуникации оказывают влияние различные факторы (Рисунок 5.2).