Целевой метод мотивации
Целевой метод повышения активности работников предполагает постановку перед работниками конкретных и ясных трудовых целей.
В последнее время были проведены обширные исследования данного метода. Большинство исследований было сосредоточено на проверке следующих гипотез:
1. Трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с легкими целями.
2. Конкретные сложные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие целей или их постановка в общем виде типа: «Делайте максимум возможного».
3. Цели опосредствуют или смягчают влияние, которое оказывают на результаты денежные стимулы: недостаток времени, знание результатов, участие в принятии решений, конкуренция и т.д.
Исследования показали, что по тюре возрастания трудности цели мотивация усиливается до тех пор, пока цель воспринята, а также то, что по мере того, как цели становятся более конкретными, мотивация усиливается.
Постановка цели предполагает процесс планирования на самом низком уровне управления: бригадир-рабочий. Она способствует тому, что критерий результативности становится понятным работнику.
|
|
При использовании метода расширения и обогащения работ основной упор делается на изменение характера работы: расширение работы предполагает предоставление работнику большего объема работы того же типа, а под обогащением труда понимается предоставление более разнообразной, значимой и самостоятельной работы.
Теория обогащения труда исходит из того, что содержательные работы характеризуются по меньшей мере следующими шестью факторами:
1. Ответственность: работник отвечает за результативность;
2. Достижение: работник считает, что он выполняет важную работу;
3. Контроль над ресурсами: степень контроля работника над выполняемой работой;
4. Обратная связь: степень получения работником непосредственной
информации относительно результативности.
5. Профессиональный рост: степень возможности для работников повысить квалификацию;
6. Условия труда: контроль работника над условиями труда.
Согласно Р. Гриффину, «проектирование работ – это формальная и неформальная спецификация относящихся к работе действий индивида, включая как структурные, так и межличностные аспекты работы, с учетом потребности и запросов как организаций, так и индивида».
С проектированием работ связаны такие направления промышленной и организационной психологии, как:
- анализ различных систем стимулирования;
- изучение взаимосвязи между местом человека в производственной системе и специализацией труда;
- выяснение причин неудовлетворенности людей трудом (в частности, вследствие его конвейеризации);
|
|
- поиск эффективных управленческих моделей и т.п.
Что же касается термина «перепроектирование работ», то оно используется во всех случаях, когда работа или задание изменяются в связи с новой технологией, реорганизацией предприятия, инициативой работника, указаниями руководства или процессом управления по целям».
Основная цель перепроектирования работы (или взаимосвязанной системы работ) состоит в том, чтобы путем ее изменения повысить мотивацию людей и добиться роста эффективности труда. Кроме того, по мнению Д. Хакмена и Г. Олдхэма, перепроектирование работ представляет собой превосходный метод стимулирования организационных перемен.
Во-первых, оно меняет отношение человека к работе: во-вторых, непосредственно влияет на его поведение; в-третьих, открывает путь к дальнейшим организационным изменениям: в-четвертых – в долгосрочном плане способно обеспечить баланс общественных и человеческих нужд с технологическими потребностями организации.
Рассмотрим сущность двух терминов: «расширение работы» и «обогащение труда».
Расширить работу – это значит дать работнику больше работы того же типа, тогда как для обогащения труда ему поручают «более сложную» или «более высокого порядка» работу.
Дальнейшее развитие концепция обогащения труда получила в теории характеристик работ.
Основная идея подхода состоит в утверждении, что рост вероятности благоприятного психологического состояния человека обусловлен наличием пяти существенных характеристик работы, три из которых связаны с ее содержательностью:
Это, во-первых, разнообразие работы, означающее, что она требует и допускает разнообразные действия, предполагающие различные навыки. Во-вторых, речьидет о законченности работы, означающей, различимый цикл действий или выполнение работы от начала до конца с видимым результатом. В-третьих, называется значимость работы, т.е. степень с которой работник осознает ее влияние на организационную систему, а возможно, и на общество в целом.
Две другие характеристики – самостоятельность (степень, с которой работа обеспечивает существенную свободу, независимость и возможность выбора человеком порядка и способа выполнения работы) и обратная связь (она обеспечивает человеку знание результатов выполняемой работы).
Вызываемое этими характеристиками благоприятное психологическое состояние работника (а к нему авторы рассматриваемой теории относят осознание человеком значимости выполняемой работы, осознание ответственности за ее результаты и знание реальных результатов собственной трудовой деятельности) имеет своим следствием рост ее личностных (внутренняя мотивация к труду, удовлетворенность трудом) и трудовых (эффективность высококачественного труда) результатов и снижение ряда негативных поведенческих (невыходы на работу, текучесть кадров) проявлений.
Схематически причинно-следственная цепочка из перечисленных выше переменных может быть представлена таким образом:
основные характеристики работы – психологическое состояние
работника – личностные, поведенческие, трудовые показатели.
Правда, согласно теории, взаимосвязь между характеристиками работы (независимая переменная) и итоговыми показателями личностного,
поведенческого и производственного плана (зависимая переменная) в
определенной степени опосредствована интенсивностью потребности
работника в личностном и профессиональном росте (промежуточная
переменная).