Экономический метод мотивации

Методы стимулирования результатов труда (по Д.С. Синку)

Таблица 6.2

Методы мотивации

Теперь рассмотрим основные методы повышения результативности труда (данные методы представлены в таблице 6.2).

Виды методов Индивидуальные Групповые
1. Экономические (прямые) - сдельная оплата; - повременная оплата; - премия за рационализаторство; - плата за отсутствие прогулов; - плата за обучение. - распределение прибыли (экономические системы: Скенлона, Раккера, «Импрошейр»).
2. Экономические (косвенные) - льготное питание; - доплата за стаж; - премии. - дополнительные выплаты; - групповые премии.
3. Неденежные - заработные отгулы; - гибкие рабочие графики; - обогащение труда; - оценка результативности; - продвижение по службе; - обучение. - программа повышения качества трудовой жизни; - бригады производительности; - кружки качества; - бездефектная работа; - охрана труда; - информация от потребителей.

Для повышения результативности труда используют следующие методы мотивации:

1) экономический;

2) партисипативный;

3) целевой;

4) метод расширения и обогащения работ;

Рассмотрим данные методы более подробно.

В системе экономического стимулирования значительную роль играет материальное стимулирование эффективной деятельности работников. Например, денежное поощрение в виде премии либо наказание в виде лишения премий, штрафов и т.д.

1. Рассмотрим систему Скэнлона. Суть этой системы заключается в том, что необходимо вначале рассчитать так называемый «базисный коэффициент» по формуле:


Используя «базисный коэффициент» и с учетом реализованной продукции за конкретный период, находят допустимые расходы на рабочую силу. Эти расходы затем сравнивают с фактической заработной платой. Если фактическая заработная плата ниже допустимой, выплачивают премию. Эту премию делят между компанией и работниками, обычно в соотношении 25/75 соответственно.

Расчеты такого рода могут оказаться затруднительными а периоды падения экономической активности в стране.

2. Первый шаг в ходе применения системы Раккера заключается в бухгалтерском анализе необходимом для определения индекса стоимости чистой продукции фирмы.

Чистая продукция, или добавленная стоимость – это разность между рыночной стоимостью произведенной продукции и стоимостью сырья, материалов, услуг. Эта величина сильно зависит от многих факторов, например, от циклических и сезонных факторов. По указанной причине величина чистой продукции представляет собой среднюю стоимость материалов за предшествующие 3-7 лет.

Следующий шаг – исчисление «нормы Раккера». Она представляет собой чистую продукцию на каждый заработанный рубль (доллар). Используемая норма должна быть средней за ряд лет.

Для получения допустимых расходов на рабочую силу норму Раккера соотносят с чистой продукцией. Начиная с этого момента расчеты такие же. как в системе Скэнлона, за исключением доли компании, которая составляет 50%.

3. «Импрошейр» представляет собой зарегистрированный торговый знак.

«Импрошейр» отличается от прочих систем распределения прибыли в нескольких аспектах. Выгоды от повышения результативности измеряются не в денежном выражении, а в рабочих часах.

Расчет премий в рамках этой системы начинают с нормо-часов. Это нормативное время; требуемое для производства единицы продукции. В него не входят: непроизводственные работы (простой, перемещение материалов и т.д.). Его исчисляют по формуле:

Для каждого вида продукции имеется свой норматив времени. Первым шагом в этой системе является определение базового коэффициента производительности (БКП), который определяется как:


В таблице 6.3 показан пример расчета БКП для компании, выпускающей два вида продукции А и Б.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: