double arrow

Стандарты и сертификация


Основные принципы управления качеством, согласно PMI.

Учебный вопрос 1. Введение. Основные понятия в управлении качеством

Качество — это совокупность характеристик объекта, позволяющая ему удовлетворять заявленным или подразумеваемым требованиям.

Важно удовлетворить требования всех групп заказчиков и заинтересованных сторон (по возможности).

Удовлетворение заказчика. Обеспечение как формальных требований заказчика (отраженных в контракте), так и неформальных ожиданий конечных пользователей заказчика от использования ими продукта (результата проекта).

Предотвращение прежде, чем устранение. Один из фундаментальных принципов современного управления качеством — предотвращение появления, а не устранение уже появившегося брака (потерь качества продукта).

Непрерывное улучшение. Вся команда проекта непрерывно работает над улучшением процессов выполнения проекта и повышением качества продукта.

Основной подход PMI PMBOK к управлению проектом соответствует стандартам качества ISO 9000 и ISO 10000 и современным концепциям качества.

Основные требования к товару (в том числе к качеству товара) содержатся в стандартах на товар (продукцию, работу, услугу). Стандарты преследуют следующие основные цели:




унификация деталей сложных технических устройств, выпускаемых различными производителями;

Ø обеспечение безопасности товара;

Ø отражение требований потребителей товара.

Изначально стандарты стали появляться в требованиях заказчиков продукции. Позднее были установлены общегосударственные стандарты. Со слиянием рынков отдельных стран в общемировой рынок стали появляться международные стандарты. Все это сопровождалось развитием соответствующих организаций по стандартизации. Так, в октябре 1946 г., по решению ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО). В уставе ИСО определено: «Целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». По соглашению между ИСО и Международной электротехнической комиссией (МЭК) деятельность ИСО не затрагивает стандартизацию в областях электротехники, радиоэлектроники и связи. Стандартизацией в них занимается МЭК.

ИСО и МЭК совместно формируют систему международной стандартизации. В рамках этой системы ими была определена терминология по стандартизации и сертификации продукции. В частности, было принято следующее определение стандартизации: Стандартизация — это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.



Хотя сертификат на продукт и повышает конкурентоспособность предприятия, психология потребителя изменилась. Он считает, что при подготовке к сертификации предприятие предъявит повышенные требования к предоставляемому на сертификацию образцу и он будет отличаться от серийной продукции. Таким образом, сертификат на товар рассматривается потребителем скорее как показатель технических возможностей фирмы, а не как гарантия качества товара.

Чтобы быть уверенным, что все поставляемые товары будут соответствующего качества, потребитель требует уже не сертификат на продукт, а сертификат на систему качества, т.е. гарантию, что на предприятии существует система, обеспечивающая требуемое качество, система управления качеством. При этом сертификат на сам продукт уже может и не требоваться, потребитель может полагаться на контрольные службы производителя.

Международные стандарты ИСО серии 9000 и устанавливают требования к системе качества предприятия. По определению ИСО: «Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством».







Сейчас читают про: