Таблица 4.1.3
Таблица 4.1.2
Выбор оптимального варианта размещения методом одноступенчатого взвешивания факторных оценок
Факторы | Веса факторов | Базовый уровень оценок | Фактические абсолютные оценки по варианту 1 | Фактические абсолютные оценки по варианту 2 | Относительные оценки по варианту 1 (гр.4 / гр.3) | Относительные оценки по варианту 2 (гр.5 / гр.3) | Взвешенные оценки по варианту 1 (гр.6 * гр.2) | Взвешенные оценки по варианту 2 (гр.7 * гр.2) |
Ф1 | ||||||||
Ф2 | ||||||||
.... | ||||||||
Фn | ||||||||
Общая оценка | Сумма по столбцу | Сумма по столбцу |
Выбор оптимального варианта размещения методом двухступенчатого взвешивания факторных оценок
Группы факторов | Факторы | Веса факторов | Веса групп | Базовый уровень оценок | Фактические абсолютные оценки по варианту 1 | Фактические абсолютные оценки по варианту 2 | Относительные оценки по варианту 1 (гр.6 / гр.5) | Относительные оценки по варианту 2 (гр.7 / гр.5) | Взвешенные оценки по варианту 1 (гр.8 * гр.3) | Взвешенные оценки по варианту 2 (гр.9 * гр.3) | Групповые оценки по варианту 1 (сумма оценок гр.10 по группам) | Групповые оценки по варианту 1 (сумма оценок гр.10 по группам) | Взвешенные групповые оценки по варианту 1 (гр.12 * гр.4) | Взвешенные групповые оценки по варианту 1 (гр.13 * гр.4) |
Гр.1 | Ф11 | |||||||||||||
... | ||||||||||||||
Ф1n | ||||||||||||||
Гр.2 | Ф21 | |||||||||||||
... | ||||||||||||||
Ф2m | ||||||||||||||
.... | .... | |||||||||||||
Общая оценка | Сумма по столбцу | Сумма по столбцу |
Рис. 4.1.1. Карта пересечений для анализа размещения производства
агентам. Поскольку же такие затраты определяются объемами соответствующих перевозок и расстояниями доставки, то размещение склада целесообразно осуществлять в точке т.н. «центра гравитации», т.е. в таком географическом пункте, для которого взвешенные расстояния доставки ко всем пунктам получения являются минимальными. Использование данного метода осуществляется в три этапа. На первом из них анализируемая географическая территория привязывается к определенной системе координат, в результате чего для каждого из пунктов доставки груза задается индивидуальная пара координат, выражающая расстояние этих пунктов от зафиксированных координатных осей (см. рис. 4.1.2).
Рис. 4.1.2. Система координат пунктов доставки груза и центра гравитации
На втором этапе путем взвешивания рассчитанных координат пунктов доставки по объемам доставляемых в них грузов определяются расчетные координаты центра гравитации для рассматриваемой транспортной системы (см. формулы (4.1.4) и (4.1.5)). На третьем этапе проводится корректировка рассчитанных координат центра гравитации, в ходе которой размещение склада привязывается к ближайшему от расчетной точки пункту с необходимой транспортной, инженерной и энергетической инфраструктурой.
; | (4.1.4) |
; | (4.1.5) |
где Xц, Yц – координаты центра гравитации по горизонтальной и вертикальной осям принятой системы координат;
Xi, Yi – координаты i-го пункта транспортировки груза по горизонтальной и вертикальной осям принятой системы координат;
Wi – объем груза, подлежащего транспортировке в i-й пункт;
n – общее количество пунктов транспортировки груза.
Транспортные экономико-математические методы ориентированы на разработку оптимальной схемы транспортировки грузов из нескольких пунктов снабжения в несколько пунктов получения. В качестве критерия оптимальности при этом выступает минимум суммарных затрат по осуществляемым перевозкам. Поиск оптимального решения с помощью данных методов обычно осуществляется в два этапа. На первом из них формируется первоначальный вариант искомой схемы перевозок и проводится его стоимостная оценка. Традиционно для составления такого первоначального варианта используются два основных метода – метод «северо-западного угла» и метод «минимального элемента». На втором этапе с помощью специальных экономико-математических методов (например – метода потенциалов поставщиков и потребителей) проводится поиск более оптимального решения построенной задачи, которое и используется в дальнейшем в качестве основы для работы создаваемой транспортно-распределительной системы.