Лекция № 10

Тема: УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

В концепции реформирования системы образования выдвигается задача формирования конкурентоспособной личности. На рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе – высокой конкурентоспособности, при условии высокой духовно-нравственной культуры.

Вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать еще более трудолюбивую, чем раньше, к тому же конкурентоспособную личность.

Понятие «конкурентоспособная личность» - интегральная характеристика, включающая следующие свойства и особенности:

1. Высокий уровень работоспособности;

2. Стремление к качественному конечному результату;

3. Стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4. Творческое отношение к делу;

5. Стремление к самосовершенствованию;

6. Способность к принятию ответственных (рискованных) решений;

7. Коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству;

8. Способность к быстрому освоению нового дела;

9. Способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

В настоящее время открываются новые возможности и резервы в направлении трудового воспитания.

Рассмотрим пример Ишеевской сельской средней школы (Ульяновская область).

Многие школы из-за экономического кризиса в 90-е годы 20-го века пошли по пути свёртывания трудового обучения и воспитания. В Ишеевской школе получили новое развитие идеи политехнической подготовки учащихся. Чтобы молодой человек, заканчивая школу, менее болезненно, с меньшими морально-психологическими потрясениями вступал в реальную жизнь формирующейся рыночной экономики, в старших классах был сделан упор на организацию производительного труда на принципах хазрасчёта и материальной заинтересованности при одновременном профессиональном обучении.

В школе работают: два швейных цеха, столярная и слесарная мастерские, два электромонтажных цеха, кабинет автодела, автомастерская, магазин, кафе, столовая на 300 мест.

На базе учебно-производственных мастерских было организовано обучение по специальностям:

· Монтажник РЭА 1 – 2 разрядов;

· Швея-мотористка 1 – 2 разрядов;

· Водитель категории B и C;

· Слесарь-сборщик мебели 1 – 2 разрядов;

· Повар (3 разряд);

· Младший продавец.

На уроках в рамках школьного расписания, учащиеся 7 – 9 классов получают теоретические и практические навыки, а во внеурочное время – на занятиях общественно-полезного труда. В период летней трудовой практики закрепляют и совершенствуют полученные умения и навыки.

По многим профессиям программа обучения состоит из двух уровней. Одна из них рассчитана на получение учащимися 9-го класса специальности низшего разряда. Вторая, расширенная и углубленная, осваивается учащимися 10 – 11-х классов для получения более высокой квалификации. Курс обучения завершается сдачей квалификационных экзаменов по выбранному профилю.

Операции по производству товарной продукции выполняются учащимися 8 – 11 классов под руководством мастеров-наставников, отвечающих за соблюдение правил техники безопасности (ТБ) и санитарно-гигиенических норм. В производственном процессе, связанном с использованием тяжелого физического труда, заняты профессиональные рабочие. Там, где созданы необходимые санитарно-гигиенические условия для использования детского труда, например, выпуск радиоэлектронных учебно-наглядных пособий, пошив школьных форм, изготовление мебели (частично), широко используется труд школьников. Дети заняты производством во внеурочное время и в период школьных каникул.

Учащиеся на работу принимались по личному заявлению с согласия родителей и классного руководителя. Заработная плата выплачивалась детям по утвержденным калькуляциям из средств, поступивших за реализованную продукцию. По условиям приёма на работу родители учащегося обязаны были контролировать расходование заработанных денег.

Особенность школьного ученического производства – его творческое начало. Образцы продукции являются результатом многолетней творческой работы профильных кружков; они разработаны в тесном сотрудничестве соавторов: учителей и учащихся.

Формирующийся рынок по-своему влияет на все этапы школьного производства: и на разработку, и на производство, и на реализацию готовой продукции. А это сегодня важно только тогда, когда предлагаемый товар выгодно отличается от конкурирующих товаров добротностью и дешевизной.

Учащиеся Ишеевской средней школы не только разрабатывают и производят, но и продают свой товар по всей России. Вырученные от хозяйственной деятельности средства идут на выплату заработной платы учащимся, штатным работникам, на развитие производств и школы.

РАБОТА ШВЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ осуществляется по трем основным направлениям: 1) профессиональное обучение; 2) производство швейных изделий; 3) разработка новых моделей.

Учебная программа обучения и план составлены с учетом требований, необходимых для приобретения специальности швеи-мотористки, и базируются на знаниях и умениях учащихся 8 – 11 классов средней общеобразовательной школы.

Теоретические и практические занятия чередуются с многократной отработкой постепенно усложняющихся действий и приемов, составляющих комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть квалифицированный рабочий. В конце курса обучения, по результатам сданных экзаменов, учащимся 9 класса присваивается квалификация швеи-мотористки 1-го разряда, а учащимся 11 класса – 2-го разряда.

Одновременно с освоением профессии учащиеся участвуют в производственном процессе по изготовлению товарной продукции. Для этого используются уроки лабораторно-практических занятий, часы общественно-полезного труда, летняя трудовая производственная практика. Учащиеся, желающие дополнительно заработать деньги для решения своих финансовых проблем, приходят в мастерские после уроков, в выходные и каникулярные дни.

Участие детей в производственном процессе начинается с выполнения освоенных на уроках операций с постепенным переходом к изготовлению готового изделия от начала до конца.

Школьная мастерская выполняет заказы на пошив школьной формы для своей школы и целевые заказы школ района и области.

Одновременно с выпуском основного вида продукции производятся товары народного потребления и различная спецодежда.

При мастерской работает творческая группа руководителей и учащихся по разработке эскизов и образцов новых моделей изделий на основе спроса и требований рынка.

РАБОТА СТОЛЯРНОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКИХ. Овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, необходимыми для освоения профессий по профилям «Деревообработка» и «Металлообработка» осуществляется на базе широкой общеобразовательной подготовки.

Программа переработана с учетом требований содержания обучения с целью освоения профессии слесаря-сборщика мебели 1-го и 2-го разрядов. В содержании практического обучения особое внимание уделяется вопросам технологии столярных, слесарных, станочных работ, формированию общих навыков и умений на основе выполнения посильных производственных заданий.

На каждом занятии проводятся инструктажи, направленные на осмысление учащимися объектов труда, трудовых процессов и средств труда, формирования рациональных приемов выполнения работ. Особое место отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному отношению к инструментам, оборудованию, а также экономному расходованию материалов и эффективному использованию учебного времени.

Практическая часть выполнения программы профессионального обучения осуществляется на занятиях производительного труда при изготовлении различных деталей, выпускаемых для реализации изделий из древесины и металла. Выполняемые учащимися операции производственного процесса по выпуску мебели следующие:

Участие в разработке конструкции изделий, составление технологической карты, изготовление шаблонов и приспособлений, изготовление винтов и гаек на токарно-винтовом станке, изготовление вешалок, обработка деревянных конструкций, сверление отверстий в деревянных и металлических изделиях, отделка деталей с помощью инструментов и приспособлений, сборка изделий, контроль качества.

В результате учащиеся освоили выпуск следующих видов школьной мебели: одноместная парта, двухместная парта (два вида), книжные стеллажи для библиотек и читальных залов; из отходов материалов изготавливаются изделия для школьной столовой, учебных кабинетов, детская мебель для дошкольных учреждений, упаковочная тара для продукции ученической фирмы «Импульс» и т.д.

Группа конструкторов и дизайнеров (учителя и учащиеся) разрабатывают и оформляют техническую документацию на новые образцы мебели: учительский стол, классные доски, рабочие места учителя и учащегося в компьютерном классе.

РАБОТА УЧЕНИЧЕСКОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИРМЫ «ИМПУЛЬС»

В школе в 1989 г. Создана фирма «Импульс», где работают трое взрослых (учителя) и более 200 учащихся 8-11 классов.

Фирма занимается обучением учащихся профессии: разработкой, производством и реализацией учебно-наглядных методических пособий для развития физико-технического творчества учащихся. Одним из видов продукции фирмы является комплект «лабораторные работы и практикум по электродинамике», который используется на уроках физики, трудового обучения и на внеклассной работе. Комплект удостоен патента на изобретение, товарного знака, имеет гриф министерства образования РФ «Рекомендовано для использования в общеобразовательных учреждениях», является лауреатом конкурса на лучшее учебно-наглядное пособие. В состав комплекта входит:

1. Книга «Лабораторные работы и практикум по электродинамике», изданная фирмой «Импульс»;

2. Набор деталей, снабжённых соединительными выводами и условными графическими обозначениями;

3. Специальная плата для макетирования изучаемых конструкций

Опыт использования комплекта сотнями школ и гимназий позволил выделить следующие его достоинства:

· Простота и быстрота проведения эксперимента;

· Наглядность и вариативность изучаемых конструкций;

· Универсальность применения независимо от учебной программы;

· Доступность приобретения вследствие дешевизны;

· Тиражируемость технологии обучения и методики использования

Этот пример – один из намногих по России – показывает, как может осуществляться трудовое обучение и воспитание учащихся в современных условиях. Это островок передового педагогического опыта по воспитанию трудолюбивой и конкурентоспособной личности, готовой жить и работать в рыночных условиях современной России.

Одно из направлений трудового воспитания учащихся, особенно подростков, - приобщение их в летнее время к привлекательному посильному оплачиваемому труду.

ДОСТИЖЕНИЯ МОЛОДЫХ. В ПОДАРОК ПОСЛУ - МУЗЕЙ ШЕДЕВРОВ Более 1700000 российских школьников прошли обучение по программе основ экономики и предпринимательства «Достижения молодых». Посол США Джеймс Коллинз, наверное, был обескуражен, когда на приеме в его резиденции "Спасо-хаус" по традиции собрались отметить завершение VII Российского слета и выставки-ярмарки школьных компаний. Обычно основатель этой программы в России академик Евгений Велихов приезжал на эту встречу не с пустыми руками: Евгений Павлович, как правило, покупал на ярмарке у ребят какой-нибудь диковинный сувенир и, беря слово, дарил его послу. Но академик на этот раз выглядел с пустыми руками: поздравив ребят с завершением учебного года и замечательной ярмарки, а также поблагодарив хозяев вечера за радушие, потянулся в карман и достал маленькую плоскую коробочку. А еще через несколько минут Джеймс Коллинз стал обладателем уникального... музея шедевров мировой культуры. Лазерный диск с этим виртуальным макетом изготовили ребята из московской школы N 92. Начали изучать программу прикладной экономики "Достижения молодых" в ноябре прошлого года. Сферой деятельности их компания "New Teеns" избрала разработку компьютерных образовательных программ. Выполнили заказы по производству электронных открыток для компании "Кирилл и Мефодий", участвовали в создании виртуальной экскурсии по Красной площади с трехмерной графикой. Ближайшие перспективы - разработка программы дистанционного обучения по основам безопасности жизнедеятельности и этики для Северо-Западного округа Москвы, - рассказала президент школьной компании десятиклассница Екатерина Божедай. - Мы также ведем переговоры с Академией художеств по созданию виртуального музея... Главное, жюри ярмарки не колебалось, определяя лучшую школьную компанию - 2001. А посол США был так удивлен и обрадован необычным презентом, что в сердцах признался: "Мое знакомство с работой программы "Достижения молодых" в России было, пожалуй, самым важным и приятным делом моего пребывания в вашей стране (в июле подходит срок его командировки). В США - это больше хобби, в России - настоящая система образования. И если вы по количеству обучающихся пока на втором месте, то по важности значения, которое придается у вас, - вы на первом в мире..." И это действительно так. Короткие визитные карточки лауреатов выставки-ярмарки - целая география школьной державы "Экономика". "Изюминка древнего Углича" - компания детского дома представляет свои достижения уже в третий раз. Пошив одежды и театр моды, где модели представляют сами воспитанники, пиццерия, продукция которой пользуется в городе огромным спросом, Интернет-кафе. "С помощью программы "Школьная компания" мы готовимся к вступлению в самостоятельную жизнь", - сказала пятнадцатилетняя Татьяна Куренкова. И поэтому приз "За преодоление трудностей" получила по праву. Призерами в этой номинации стали также школьные компании "Медолас" из детского дома N 3 Сыктывкара и "Дети Галактики" из Самары. "Дети Галактики" - школьная компания детей-инвалидов, впервые принимает участие во всероссийском соревновании "Достижения молодых". Ребята организуют группы взаимоподдержки, проводят семинары по социально-трудовой и социально-психологической адаптации для инвалидов и сирот, разрабатывают компьютерные программы "Понимание инвалидности", "Философия свободного общения". Приз за "Лучший отчет школьной компании" получила "Стелла" из Казани, представившая СD, посвященный 1000-летию Казани, электронный каталог своей продукции, рекламный календарь. Сразу в двух номинациях - "Лучший продукт" и "Лучшая презентация" - победила "Магия" из Севастополя, представившая товары для здоровья: прекрасно оформленные пакетики из натуральных материалов с сухими травами, ароматические масла в комплекте с изготовленными руками ребят керамическими сосудами и красочные панно. Компания "Магия" действует на базе школы бизнеса, где обучение ведется на русском и английском языках. Приз "За сохранение традиций" увезла в Чебоксары "Наследие-2". К слову сказать, их "коллеги по бизнесу" - компания "Палитра" из Чувашского регионального центра МОО "Достижения молодых" - заняли первое место в категории "Маркетинговая стратегия" на Международной ярмарке школьных компаний в марте 2001 г. в Дорсете, Великобритания. "Немо" из Новороссийска представляли ребята из эколого-экономического лицея. Они привезли сувениры, сделанные из раковин, и свои оригинальные идеи по сохранению морской среды, за что были удостоены главного приза за "Сохранение окружающей среды". Делегация "Юности" из Дальнегорска Приморского края добиралась до Москвы дольше всех: до Владивостока 12 часов ребята ехали на автобусе, а потом 9 часов летели на самолете. Их упорство и целеустремленность были вознаграждены победой в представительном конкурсе "Маркетинг". Товары компании "Юность" - детские трикотажные изделия - пользовались большим спросом как в силу высокого качества, так и благодаря рекламной кампании, высоко оцененной членами жюри. Я назвал только лауреатов слета. А его участников - более 200 из 32 территорий. На самом деле его география еще шире - это 80 регионов страны, где школьные компании стали явью. Но лучше рекламы нашему делу, чем поздравление и оценка наших достижений Президентом России, не придумаешь, - делились участники слета. "Вас, участников программы, уже почти два миллиона в России. Скоро ваш творческий успех, а предпринимательство - это творчество, будет влиять на успех всей нашей экономики на мировых рынках. Успех России неизбежен, но как и когда он придет - это зависит от вас. Прежде всего вы ответственны за ваше будущее сами перед собой, вашими семьями, друзьями, всем обществом".Это слова академика Е. Велихова, сказанные на открытии слета. "Достижения молодых" в России - его детище, вот уже десять лет несущее такие необходимые нам знания рыночной экономики. И поэтому не случайно, что в составе жюри слета представители ее главных "китов": Ситибанка, "Америкэн Экспресс", "Каргилл Энтерпрайзис", "Стайлз и Рябокобылко," Агентства международного развития США, Совета по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС). И, конечно, очень интересно было услышать их мнение о слете. Познакомьтесь, это Эндрю Ивани, директор Отеля Аэростар, член Совета МОО "Достижения молодых", принимающий активное участие в подготовке предстоящих международных соревнований, - представила мне гостя исполнительный директор МОО "Достижения молодых" Нина Кузнецова. "Участники программ Junior Achievement учатся жить и работать в современном мировом сообществе, общаясь на языке международного бизнеса. Это залог эффективного сотрудничества и надежного партнерства поколения лидеров бизнеса, которым принадлежит будущее", - убежден мой новый знакомый. - А что это за международные соревнования? - уточняю я у Нины Кузнецовой. - Наши слеты проходят ступенчато: сначала во всех регионах прошли свои. Теперь вот собрались в Москве под сводами гостеприимного комплекса Парк Плейс. (Престижнее места для бизнесмена придумать сложно. - Прим. ред.). В эти дни зарубежные сверстники молодых российских предпринимателей также соревновались за звание "Лучшая компания года". Наградой для победителей национальных соревнований будут поездка в Москву и участие в финале ХII Международных соревнований школьных компаний, который в августе 2001 г. организует наше МОО "Достижения молодых"… Кроме школьных компаний, в Парк Плейсе также были представлены программные материалы и учебные курсы, разработанные в рамках партнерской программы между МОО "Достижения молодых" и Агентством США по международному развитию. Основа успеха программ "Достижения молодых" в их практическом прикладном характере, создании особой образовательной культуры, основанной на партнерстве образования с бизнесом и поиске новых форм и уровней сотрудничества между школой, семьей и обществом, - говорит Томас Мак Эндрюс, руководитель отдела микропредпринимательства и инвестиций Агентства международного развития США. В самом деле, речь не идет об американизировании российского образования, как может показаться некоторым. Все пособия и методика давно адаптированы к нашим российским условиям. В программе нет политики. Просто есть попытка помочь говорить на одном языке российских и американских предпринимателей, а значит, и политиков. Ведь именно такую попытку сделают 16 июня в Любляне президенты наших стран. Так что нет ничего странного в том, что западные бизнесмены так заинтересованы в подготовке достойной и эрудированной по международным стандартам смены. Я видел, как радовался ребячьим достижениям академик Велихов. Но я знаю, как он и досадовал, видя равнодушие наших отечественных бизнесменов к школьным компаниям, к этой уникальной системе экономического образования. Пока что спонсорами седьмого слета были Канадское агентство международного развития, компания "Эксон Мобил", Фонд Бредли и помощь Администрации комплекса Парк Плейс. Их представители тоже радовались, как дети, получая дипломы слета. Я не знаю, что думают по этому поводу наши озабоченные олигархи и, в частности, глава ЛУКойла Вагит Алекперов, но я точно знаю, что есть регионы, где его могучая компания могла бы помочь в становлении программы "Достижения молодых". Скажем, там, где из наших недр ЛУКойл получает свою главную прибыль - в Тюменской области, которая пока - белое пятно для школьных компаний. К счастью, таких пятен осталось очень мало. Но не странно ли, что о резерве нашего бизнеса пекутся в основном зарубежные фирмы? А лишним подтверждением этому были слова Макса Хосфорда, директора по операциям с недвижимостью фирмы "Хайнc": "Я очень рад, что вот уже три года ярмарка "Достижения молодых" проходит в Парк Плейсе. Глядя на ваши счастливые лица, я верю, что будущее вашей страны в надежных руках. Бизнес-образование, которое вы получаете, позволит воплотить ваши лучшие идеи во благо России. Надеюсь, что и в следующем году вы привезете результаты своей работы на ярмарку в Парк Плейс". Я тоже надеюсь, что академик Велихов не забудет о своей славной традиции одаривать и удивлять американского посла после каждой такой нашей ярмарки школьных компаний. Юрий КОВЕШНИКОВ Досье учительской газеты "УГ" С введения самых первых и самых популярных программ - "Прикладная экономика", "Моделирование экономики и менеджмента (МЭМ)" и "Школьная компания" - в российской школе и учреждениях дополнительного образования началось изучение экономики в качестве отдельного предмета. МОО "Достижения молодых" - это: 7 образовательных программ и учебно-методических материалов, передовые методы и модели обучения, соответствующие международным образовательным стандартам, межрегиональная сеть из 32 отделений и представительств организации, региональные компьютерные центры со свободным доступом в Интернет, десятки ежегодных мероприятий регионального и российского масштаба, около 10000 обученных на семинарах учителей и свыше 1700000 учащихся, участников программ "Достижения молодых", качество подготовки, позволяющей российским школьникам занимать призовые места на международных соревнованиях.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: