double arrow

Этапы диагностического процесса в клинической микробиологии

Диагностический процесс в клинической микробиологии складывается из четырех основных этапов:

(слайд 14)

1. формулировка задачи и выбор метода исследования;

2. выбор, взятие исследуемого материала, его хранение и транспортировка;

3. проведение исследований;

4. анализ полученных результатов.

Следует обратить внимание на то, что из четырех указанных этапов только один, да и то не всегда, полностью ложится на персонал лаборатории.

· Формулировка задачи исследования является прерогативой лечащего врача.

· В выборе метода исследования, вида исследуемого материала функции врача-микробиолога только консультативные.

· Взятие и транспортировку материала, чаще всего, осуществляет персонал лечебного учреждения и только в особых случаях - персонал лаборатории.

· Анализ полученных результатов проводится совместно лечащим врачом и врачом микробиологом, однако право и обязанность постановки диагноза больному принадлежат лечащему врачу.

Поэтому ответственность за успех микробиологического исследования не может быть возложена исключительно на лабораторию.

(слайд 15)

Достоверность и клиническая значимость получаемой информации определяется согласованностью действий лечащего врача и врача-микробиолога.

Формулировка задачи исследования (слайд 16) - это создание рабочей гипотезы о возможной этиологии патологического процесса у данного больного. Задача исследования определяет выбор метода исследований и вид исследуемого материала. Задача исследования отражается в бланке направления на микробиологическое исследование.

Выбор вида исследуемого материала зависит от локализации патологического процесса.

Общие правила забора, хранения и пересылки материала

(слайд 17)

Результаты диагностики многих микробных заболеваний во многом зависят от правильного выбора материала и соблюдения следующих условий его забора, доставки, хранения и обработки. (слайд 18)

1. Вид материала определяется клинической картиной заболевания, т.е. он должен соответствовать локализации предполагаемого возбудителя на данном этапе патогенеза болезни. Например, при бронхолегочных заболеваниях для исследования берут мокроту, при поражениях мочевой системы - мочу. В случаях отсутствия или неясности локальных очагов для исследования берут кровь.

2. Собирают достаточное количество материала (например, при исследовании крови берут 5-10 мл крови).

3. Материал берут по возможности в начальном периоде болезни, т.к. именно в этот период возбудители выделяются чаше, их больше, они имеют более типичную локализацию.

4. Забор материала должен осуществляться до начала антимикробной терапии. Если такая терапия начата, то ее при необходимости надо прервать на 1-2 дня, а потом производить забор материала. Так же поступают при повторных исследованиях.

5. Необходимо предупредить возможную контаминацию материала собственной нормальной микрофлорой больного и микробами окружающей среды. Для этого получение материала должно проводиться в асептических условиях, в процедурном кабинете, стерильными инструментами, в стерильную посуду. Пути, через которые выделяется или берется материал, должны быть максимально освобождены от нормальной микрофлоры, например, прополаскиванием полостей рта и глотки при взятии мокроты, промыванием входа в уретру при заборе мочи, удалением поверхностных масс язвы, гнойной раны и др.

6. Следует предупредить возможность попадания в материал антимикробных препаратов (дезинфектантов, антисептиков, антибиотиков), исключить контакт с металлами, с ватой, содержащей свободные жирные кислоты.

7. Любой клинический материал должен расцениваться как потенциально опасный для человека (слайд 19). Поэтому при его заборе, хранении, доставке, обработке во избежание заражения должны соблюдаться такие же меры техники безопасности, как в бактериологической лаборатории.

8. После взятия материал в возможно более короткие сроки необходимо доставить в лабораторию и начать его исследование. При отсутствии возможности быстро доставить его в лабораторию (например, ночью), его помещают в бытовой холодильник (или добавляют консервант).

9. Любой доставляемый в лабораторию материал должен иметь направление. Направление подписывает врач.

10. В процессе доставки материал следует оберегать от действия света, тепла, холода, механических повреждений. Лучше всего доставлять в специальных металлических контейнерах. Нельзя отправлять материал с больными и случайными людьми.

11. После исследования остатки материала подлежат уничтожению (лучше автоклавированием или сжиганием), а посуда, контейнеры, инструменты - обеззараживанию.

Универсальной питательной среды, использование которой гарантировало бы выделение любого микроорганизма из любого материала, не существует. Поэтому в клинической микробиологии существует понятие «стандартный набор питательных сред».

В стандартный набор сред желательно включить: (слайд 20)

§ желточно-солевой агар (для стафилококков),

§ среду Эндо (для энтеробактерий),

§ кровяной агар (для стрептококков и ряда других требовательных к питательным средам видов),

§ среду Сабуро (для кандид и других грибов),

§ среду для контроля стерильности или другую среду для анаэробов.

Анализ результатов исследований включает оценку: (слайд 21)

· достоверности результатов;

· полноты полученной информации;

· этиологической значимости обнаруженных микроорганизмов.

Достоверность результатов бактериологического исследования и установления этиологии инфекционного процесса зависит от: (слайд 22)

правильного взятия материала

соблюдения условий и сроков доставки

адекватного выбора питательных сред и их качества

условий культивирования посевов (температура, аэрация или анаэробиоз, сроки)

квалификации бактериолога

Анализ полноты полученной информации подразумевает решение вопроса: достаточно ли результатов поставленных тестов для постановки этиологического диагноза? А если нет, то какие исследования могут быть выполнены дополнительно?

Нельзя забывать, что результат лабораторного исследования не является "истиной в последней инстанции" и диагноз больному ставит в конечном счете врач-клиницист на основании всего комплекса многообразной информации, включающего как данные объективных методов исследования, так и жалобы больного, анамнез и т.д.

При оценке диагностической значимости бактериологического исследования необходимо помнить о неравнозначности положительного и отрицательного результатов исследования. Если обнаружение микроорганизма в исследуемом материале однозначно говорит о его присутствии в организме больного в момент исследования, то отрицательный результат не всегда свидетельствует об их отсутствии. Причины, по которым возбудитель не удается выделить от больного тем или иным инфекционным заболеванием многообразны. Среди них следует отметить неравномерность распределения микроорганизмов в общей массе исследуемого материала, неравномерность выделения возбудителей из организма больного по времени.

Таким образом, (слайд 23) отрицательный результат бактериологического исследования, особенно однократного, еще не является достаточным основанием для исключения данного инфекционного заболевания.

Критерии этиологической роли выделенной культуры (слайд 24)

Для установления этиологической роли облигатно-патогенных микробов, достаточно их выделения из патологического очага.

Критерии этиологической роли условно-патогенных микробов более сложны и менее надежны. Основными критериями являются:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: