Налоговые проверки в Соединенных Штатах Америки

В арсенал налоговых инспекторов США входят различные методы кон­троля. Однако все эти методы подчиняются ряду общих правил.

Во-первых, налоговая проверка начинается с того, что налоговый инс­пектор направляет в адрес налогоплательщика решение о проверке. Если налогоплательщик не согласится с полученным решением, налоговый инспектор может инициировать проверку через суд.

Во-вторых, по законодательству США Служба внутренних доходов (СВД) обязана строго соблюдать права и законные интересы налогопла­тельщиков. Это означает, например, что СВД не может проводить нало­говую проверку налогоплательщика по непредусмотренным основаниям или с нарушением таких оснований.

В-третьих, в рамках проведения проверки налоговых деклараций СВД имеет право проверять документы бухгалтерского учета и принимать объ­яснения как самого налогоплательщика, так и третьих лиц. Если в рамках проводимой проверки налоговый инспектор принял решение проверить бухгалтерские документы третьих лиц, он должен сообщить об этом про­веряемому налогоплательщику.

Наиболее распространенный метод выбора налоговых деклараций для дальнейшей проверки - это метод «отличительного параметра». Он заключается в математическом подходе, используемом СВД. Метод поз­воляет классифицировать налоговые декларации в зависимости от веро­ятности наличия в них неточностей или ошибок.

В соответствии с указанным методом налоговые декларации подраз­деляются на несколько групп. К примеру, декларации физических лиц подразделяются на группы в зависимости от общей величины дохода, указанного в декларации, а компьютерная формула определяет параметры для оценки налоговой декларации. Указанные параметры суммируются в целях получения определенного количественного показателя - «отличи­тельного параметра». В результате, чем выше полученный количествен­ный показатель, тем больше вероятность того, что налоговая декларация будет подвергнута проверке. Окончательное решение, проверять отоб­ранные по наиболее высокому количественному показателю налоговые декларации или нет, а также какой вид налоговой проверки использовать, принимается после ручного отбора налоговых деклараций.

Кроме «отличительного параметра» существуют иные методы, исполь­зуемые СВД в целях выбора налоговых деклараций для дальнейшей проверки. В частности, если налогоплательщик обращается в СВД за возвратом излишне уплаченных налогов, СВД анализирует представ­ленную таким налогоплательщиком декларацию и устанавливает обоснованность обращения налогоплательщика за возвратом.

СВД также использует информацию о содержащихся в налоговых декларациях ошибках или неточностях, полученную из внешних источ­ников. К таким источникам относятся, в частности, газеты, документы публичного характера и физические лица. Если СВД сделает вывод, что указанная выше информация заслуживает доверия, информация может быть использована в целях отбора налоговых деклараций для проверки.

В США существует три вида налоговых проверок:

1) заочная (проводится путем направления документов в Контрольное
управление СВД по почте);

2) камеральная (проводится по месту нахождения СВД);

3) выездная (проводится по месту нахождения налогоплательщика).
Выбор вида налоговой проверки зависит от комплекса и сложности поставленных вопросов. Как правило, камеральные налоговые провер­ки проводятся только в отношении налоговых деклараций и не затрагивают текущие вопросы осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Камеральные проверки проводятся в СВД налоговыми аудиторами. В инициативном письме, направляемом налогоплательщику, содержится просьба о встрече с налоговым аудитором в офисе СВД. Как правило, в таком письме указывается, какие конкретно документы должен предста­вить налогоплательщик налоговому аудитору.

Выездные налоговые проверки предназначены для оценки наиболее сложных налоговых деклараций физических и юридических лиц и прово­дятся в месте осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Выездные проверки предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов. Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами.

При проведении налоговых проверок сотрудники СВД вправе:

- анализировать документы бухгалтерского учета и отчетности;

- вызывать любое лицо и получать необходимые свидетельские пока­зания.

Время и место проведения налоговой проверки определяет СВД с учетом конкретных обстоятельств. Критерии обоснованности выбора места и времени для проведения собеседования с налогоплательщиком и проверки документов бухгалтерского учета и отчетности определены инструкциями СВД. В соответствии с этими инструкциями инспекторам рекомендовано назначать налоговые проверки на рабочие дни и в рабочее время. Важно, что при этом они не должны учитывать какие-либо осо­бенности бизнеса налогоплательщика. Но во избежание сложностей СВД должна согласовывать с налогоплательщиком время проведения проверки.

Налоговый инспектор самостоятельно выбирает, какую именно нало­говую проверку проводить - камеральную или выездную. При этом он руководствуется собственными представлениями, какой вид проверки наиболее эффективен и целесообразен.

По законодательству США при проведении налоговой проверки СВД практически ничем не ограничена в возможности истребовать у налогоп­лательщика различные документы и иные источники информации. Так, помимо бумажных носителей налоговый инспектор может оценивать и иные материальные носители информации (например, аудио- и видео­записи и др.). На практике случается, что суды признают неправомер­ным истребование у налогоплательщика документов, которыми СВД уже обладала. Что касается срока представления тех или иных документов для проверки, то с момента соответствующего запроса и до момента пре­доставления запрашиваемых документов должно пройти как минимум десять дней.

В соответствии с Налоговым кодексом США если гражданин, который вызван налоговым инспектором для дачи показаний, а также для предо­ставления каких-либо документов, отказывается явиться, то районный суд США может обязать его подчиниться требованиям инспектора. Кро­ме того, за отказ выполнить требования налогового инспектора суд может привлечь налогоплательщика как к гражданско-правовой, так и к уголов­ной ответственности.

Налоговое законодательство США предусматривает также повторные выездные проверки. Но на их проведение действуют ограничения. Так, налогоплательщик не может быть подвергнут налоговой проверке, в кото­рой нет необходимости. В течение календарного года налогоплательщик может быть проверен только один раз. Повторная налоговая проверка может быть назначена лишь по его письменной просьбе.

Многочисленные права налоговых инспекторов США компенсируются принципами налогового контроля, которые проверяющие обязаны соблю­дать. Вместе с тем при проведении налоговых проверок налогоплатель­щикам законодательно предоставлен ряд гарантий.

Существует запрет на некоторые виды запросов о проведении налого­вой проверки, то есть определенные лица государства не вправе обра­щаться с запросами в СВД о проведении или прекращении проведения налоговых проверок, а также как-то влиять на ход проведения проверок в отношении конкретных налогоплательщиков. Такой запрет действует на президента и вице-президента США, сотрудников их аппарата и иных государственных служащих, замещающих правительственные должности.

Любой запрос, сделанный с нарушением указанного запрета, направля­ется получившим его налоговым инспектором главному инспектору СВД. Подобное нарушение влечет уголовную ответственность. Если суд при­знает лицо виновным в нарушении указанной нормы, ему грозит тюрем­ное заключение на срок до 5 лет или штраф до 5000 долларов США, либо и то и другое.

Запрет не применяется, если с запросом о проведении проверки через государственное лицо обратился сам налогоплательщик или кто-либо от его имени. Запрет также не распространяется на запрос о раскрытии информации налоговой декларации при условии, что такой запрос сделан с соблюдением и на основании соответствующих положений законода­тельства США. Наконец, запрет не действует в отношении запросов, с которыми обращается секретарь Казначейства вследствие изменений в налоговой политике.

Законодательство также обязывает СВД предоставлять налогоплатель­щику точную информацию о порядке взыскания налогов, процедуре обжалования, правах налогоплательщика и даже о номерах телефонов налоговых инспекций СВД на местах. В этой связи СВД разработала

Инструкцию, согласно которой налогоплательщик имеет право на пред­ставление его интересов специально уполномоченным лицом (например, аттестованным бухгалтером). Если интересы налогоплательщика пред­ставляет специально уполномоченное лицо, инспектор не может встре­чаться с налогоплательщиком в отсутствие этого лица. Без представителя налогоплательщик может встретиться с сотрудником СВД только по свое­му согласию.

СВД не может использовать такой метод выявления незадекларирован­ных доходов, как установление финансового положения налогоплатель­щика. Иными словами, налоговый инспектор не может, проанализировав финансовое положение налогоплательщика, сделать вывод о том, что налогоплательщик не задекларировал свои доходы.

За умышленное нарушение указанной нормы предусмотрена уголовная ответственность. Инспектор может быть уволен с занимаемой должнос­ти, наказан штрафом до 1000 долларов США, либо лишением свободы на срок до года, либо штрафом и лишением свободы одновременно.

СВД не может настаивать на том, чтобы налогоплательщик отказался от своего права на оспаривание актов и действий СВД и ее налоговых инспекторов. Однако такой отказ возможен, если он заявлен налогопла­тельщиком добровольно и осознанно или налогоплательщик надлежащим образом информировал о нем своего адвоката или иного представителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: