Отбор дел для проверок во Франции осуществляется различными способами:
1) на основе изучения дел налогоплательщиков по декларациям.
Декларации поступают в налоговые центры, где проверяется их формальная сторона. Затем полученная налоговыми органами информация сравнивается с данными, представленными налогоплательщиками. В настоящее время такие сопоставления осуществляются автоматически. В результате изучения деклараций сотрудники управления выявляют типичные нарушения и вносят соответствующие предложения;
2) поиск сторонней, внешней информации.
С целью такого поиска на всех трех уровнях созданы специальные структуры, например, на департаментском уровне - бригада контроля и поиска информации, на общенациональном - межрегиональные бригады. Кроме того, свои предложения вносят сотрудники, осуществляющие выездные проверки.
Отбор налогоплательщиков осуществляется на основе совокупности всей информации. При этом большая часть предложений о проверке исходит из налоговых центров.
|
|
В Налоговом кодексе Франции процедуры налогового контроля в отношении предприятий и физических лиц четко разделены. Все эти процедуры четко прописаны в «Книге налоговых процедур», которая представляет собой процессуальный Налоговый кодекс. По каждой процедуре налогоплательщик имеет право вносить свой протест. Многие процедуры требуют разрешения суда. Ревизионный период, или глубина проверки, на крупных предприятиях составляет три года. Обычно проверяются все налоги предприятия за трехлетний период. Глубину проверки можно увеличить в случае убыточности предприятия. Например, в 2004 г. можно проверить уплату налогов с 2000 по 2002 гт. включительно или период, начиная с года возникновения убытка на данном предприятии. При наличии убытка у французского предприятия за границей контролеры проверяют, не является ли причиной такого убытка скрытый перевод прибылей во Францию (трансфертное ценообразование).
Глубину проверки можно увеличить также в том случае, если есть подозрения в злостном уклонении от налогов. При наличии обоснованных подозрений налоговые органы могут обратиться к двум более ранним годам, но для этого необходимо разрешение суда. Более чем до 5 лет нельзя увеличивать глубину проверки. Ревизионный цикл (период между двумя проверками) составляет обычно 4-5 лет. Так, банки проверяются один раз в четыре года.
С 1997 г. во Франции применяется новая процедура «Общая проверка малых предприятий». Минимальный срок проверки равен 2-3 дням. Контролеры стремятся его минимизировать, так как прибытие контролера нарушает нормальный ход работы предприятия. Кроме того, финансовые последствия проверок таких предприятий не могут быть значительными.
|
|
Ревизионный период для малых предприятий, как правило, составляет один год. В том случае, если нет нарушений или они незначительны, проверка на этом заканчивается, в других случаях можно проверять еще два года.
На всех предприятиях может проводиться также точечная (тематическая) проверка, когда проверяется какой-либо один налог или один из конкретных вопросов, например, применение налоговых льгот.
Проверку проводит, как правило, один человек, реже - два специалиста: один - по бухучету, другой - по информатике (на общенациональном уровне действует 7 бригад по информатике). Повторные проверки в отношении того же периода или того же вопроса не применяются, кроме случаев установления нарушений уголовного характера.
Специальные правила установлены в отношении проверок физических лиц. Срок проверки составляет не более года. Налогоплательщика обязательно уведомляют о предстоящей проверке. Ему дается время на подготовку, он может обратиться за помощью к специалистам.
Для предприятий, не представляющих налоговую декларацию, налоговые органы определяют сумму налоговых обязательств расчетным путем, исходя из данных по аналогичным предприятиям. Если декларация представлена позже 30 дней после получения специального уведомления, также считается, что она не представлена. В этих случаях налогоплательщик теряет право на состязательную процедуру, на него ложится бремя доказательств. Сумма налога устанавливается по максимуму. Тем не менее попытки взыскать задолженность в бесспорном порядке в 80% случаях приводят к исчезновению налогоплательщика.
Проблемы со сбором налогов возникают в отношении предприятий, испытывающих финансовые трудности. В том случае, если эти трудности носят временный характер, предприятие может обратиться в налоговые органы с просьбой об отсрочке уплаты налогов. Такая отсрочка может быть предоставлена при условии определенных гарантий со стороны налогоплательщика. Другая возможность урегулирования отношений с налоговыми органами - погашать задолженность постепенно, на основе плана урегулирования платежей. Физические лица могут растянуть уплату налога на три года, если они получили какие-либо экстраординарные, исключительные доходы, например, от продажи имущества, при выходе па пенсию, увольнении со службы.
Если же задолженность предприятия постоянно возрастает: оно не платит налогов, социальных взносов, не оплачивает банковский кредит, налоговая служба имеет право инициировать банкротство предприятия. Для того чтобы начать соответствующий процесс, налоговой службе нужно получить разрешение Торгового суда. Суд должен принять соответствующее решение в течение трех месяцев со дня обращения.