Организация проведения налоговых проверок во Франции

Отбор дел для проверок во Франции осуществляется различными способами:

1) на основе изучения дел налогоплательщиков по декларациям.

Декларации поступают в налоговые центры, где проверяется их фор­мальная сторона. Затем полученная налоговыми органами информа­ция сравнивается с данными, представленными налогоплательщиками. В настоящее время такие сопоставления осуществляются автоматичес­ки. В результате изучения деклараций сотрудники управления выявляют типичные нарушения и вносят соответствующие предложения;

2) поиск сторонней, внешней информации.

С целью такого поиска на всех трех уровнях созданы специальные структуры, например, на департаментском уровне - бригада контроля и поиска информации, на общенациональном - межрегиональные брига­ды. Кроме того, свои предложения вносят сотрудники, осуществляющие выездные проверки.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основе совокупнос­ти всей информации. При этом большая часть предложений о проверке исходит из налоговых центров.

В Налоговом кодексе Франции процедуры налогового контроля в отношении предприятий и физических лиц четко разделены. Все эти процедуры четко прописаны в «Книге налоговых процедур», которая представляет собой процессуальный Налоговый кодекс. По каждой про­цедуре налогоплательщик имеет право вносить свой протест. Многие процедуры требуют разрешения суда. Ревизионный период, или глубина проверки, на крупных предприятиях составляет три года. Обычно прове­ряются все налоги предприятия за трехлетний период. Глубину проверки можно увеличить в случае убыточности предприятия. Например, в 2004 г. можно проверить уплату налогов с 2000 по 2002 гт. включительно или период, начиная с года возникновения убытка на данном предприятии. При наличии убытка у французского предприятия за границей контроле­ры проверяют, не является ли причиной такого убытка скрытый перевод прибылей во Францию (трансфертное ценообразование).

Глубину проверки можно увеличить также в том случае, если есть подозрения в злостном уклонении от налогов. При наличии обоснован­ных подозрений налоговые органы могут обратиться к двум более ран­ним годам, но для этого необходимо разрешение суда. Более чем до 5 лет нельзя увеличивать глубину проверки. Ревизионный цикл (период между двумя проверками) составляет обыч­но 4-5 лет. Так, банки проверяются один раз в четыре года.

С 1997 г. во Франции применяется новая процедура «Общая провер­ка малых предприятий». Минимальный срок проверки равен 2-3 дням. Контролеры стремятся его минимизировать, так как прибытие контролера нарушает нормальный ход работы предприятия. Кроме того, финансовые последствия проверок таких предприятий не могут быть значительными.

Ревизионный период для малых предприятий, как правило, составляет один год. В том случае, если нет нарушений или они незначительны, провер­ка на этом заканчивается, в других случаях можно проверять еще два года.

На всех предприятиях может проводиться также точечная (тематичес­кая) проверка, когда проверяется какой-либо один налог или один из кон­кретных вопросов, например, применение налоговых льгот.

Проверку проводит, как правило, один человек, реже - два специалис­та: один - по бухучету, другой - по информатике (на общенациональном уровне действует 7 бригад по информатике). Повторные проверки в отно­шении того же периода или того же вопроса не применяются, кроме слу­чаев установления нарушений уголовного характера.

Специальные правила установлены в отношении проверок физических лиц. Срок проверки составляет не более года. Налогоплательщика обяза­тельно уведомляют о предстоящей проверке. Ему дается время на подго­товку, он может обратиться за помощью к специалистам.

Для предприятий, не представляющих налоговую декларацию, налого­вые органы определяют сумму налоговых обязательств расчетным путем, исходя из данных по аналогичным предприятиям. Если декларация пред­ставлена позже 30 дней после получения специального уведомления, так­же считается, что она не представлена. В этих случаях налогоплательщик теряет право на состязательную процедуру, на него ложится бремя дока­зательств. Сумма налога устанавливается по максимуму. Тем не менее попытки взыскать задолженность в бесспорном порядке в 80% случаях приводят к исчезновению налогоплательщика.

Проблемы со сбором налогов возникают в отношении предприятий, испытывающих финансовые трудности. В том случае, если эти трудности носят временный характер, предприятие может обратиться в налоговые органы с просьбой об отсрочке уплаты налогов. Такая отсрочка может быть предоставлена при условии определенных гарантий со стороны налогоплательщика. Другая возможность урегулирования отношений с налоговыми органами - погашать задолженность постепенно, на основе плана урегулирования платежей. Физические лица могут растянуть упла­ту налога на три года, если они получили какие-либо экстраординарные, исключительные доходы, например, от продажи имущества, при выходе па пенсию, увольнении со службы.

Если же задолженность предприятия постоянно возрастает: оно не платит налогов, социальных взносов, не оплачивает банковский кредит, налоговая служба имеет право инициировать банкротство предприятия. Для того чтобы начать соответствующий процесс, налоговой службе нужно получить разрешение Торгового суда. Суд должен принять соот­ветствующее решение в течение трех месяцев со дня обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: