Правила организации налоговых проверок в Германии

Порядок организации налогового контроля в Канаде

Налоговая служба Канады носит название - Агентство по делам таможни и доходов (АТДК).

В арсенал налоговых инспекторов Канады входят методы контроля, аналогичные методам, применяемым в США. Это метод «отличительно­го параметра».

В Канаде, так же как и в США, существует три вида налоговых про­верок:

- заочная (проводится путем направления документов по почте);

- камеральная (проводится по месту нахождения СВД);

- выездная (проводится по месту нахождения налогоплательщика). Проверка крупных компаний и корпораций, их филиалов, зависимых компаний проводится одновременно на всей территории Канады и коор­динируется из центра.

При АТДК создано и работает следственное управление, которое занимается расследованием налоговых правонарушений, сбором доказа­тельств, свидетелей, формированием дела для представления в суд.

При АТДК также создана криминалистическая лаборатория, которая исследует и готовит заключения и выступает в суде в качестве экспер­тов по незаконному производству продукции в Канаде, которое вышло из под налогообложения; по легальному производству и экспорту в США без уплаты акциза в Канаде; по незаконному ввозу продукции из США, Таиланда и других стран.

Создана специальная судебная система и орган по вопросам налоговых правонарушений и социальных гарантий гражданам - Налоговый суд.

Широко развита сеть предоставления консультационных услуг налогоп­лательщикам, созданы благоприятные условия в приемных пунктах нало­гоплательщиков, существует единая телефонная сеть консультационных услуг в целом по стране с единым телефонным номером. На работу со СМИ выделяется достаточно средств из бюджета, так как положительный эффект оправдывает затраты. Проводятся регулярные социологические исследования и изучается качество услуг, которые оказывают государс­твенные структуры, по доступности, понятности, доброжелательности.

В соответствии с Положением о проведении финансовой проверки, утвержденным Минфином Германии по согласованию с Бундесратом Германии, налоговая проверка проводится с целью установления и оцен­ки обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогооб­ложения, а не для изыскания дополнительных налогов. При назначении и проведении проверки учитываются принципы соразмерности средств, потраченных на проведение проверки, предполагаемым результатам и наименьшего вмешательства в дела предприятия.

Налоговый орган принимает по собственному усмотрению решение о назначении проверки, ее сроках и объеме.

Работа налоговых органов по проведению контрольных проверок организуется на основании планов контрольных проверок, ежегодно и ежеквартально утверждаемых руководителем налогового органа. Вышес­тоящие налоговые инстанции практически не участвуют в составлении указанных планов. Однако им предоставлено право самостоятельно проводить проверки отдельных налогоплательщиков, которое обычно используется при проверке наиболее крупных налогоплательщиков, име­ющих разветвленную производственную структуру.

Заслуживает внимания действующая в Германии система балльной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Балльный нормативный показатель является средством для осуществления служебного или специального надзора, главным образом, со стороны руководителей отделов налоговых проверок.

Сущность балльной оценки состоит в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия (исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлеж­ности) налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов (от 1 до 8). При этом за отчетный год каждый инспектор должен набрать, как минимум, 34 балла, что является основанием для начальника сделать вывод об его служебном соответствии. По истечении финансо­вого года руководитель отдела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при значительном отклонении результатов работы конкретного налогового инспектора от нормативного показателя критически рассмотреть деятельность данного налогового работника и принять соответствующие организационные меры. Кроме того, балльный норматив служит основой для составления планов проверок на предсто­ящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и отчетные периоды, охватываемые проверкой. К документу о назначении проверки прилага­ются указания на основные права и обязанности налогоплательщика при проведении проверки. Если в процессе проверки работники налогового органа приходят к выводу о необходимости контроля каких-либо допол­нительных вопросов, то издается дополнительный документ о расшире­нии круга проверяемых вопросов, с которым должен быть ознакомлен налогоплательщик. Как правило, уведомление о предстоящей проверке крупные предпри­ятия получают за 4 недели до ее начала, средние - за 3 недели, малые и мелкие предприятия - за 1 неделю. По ходатайству налогоплательщика дата начала проверки может быть перенесена на другое время при нали­чии уважительных причин.

Средняя продолжительность контрольных проверок составляет:

на крупном предприятии - 25-30 дней;

на среднем предприятии - 15 дней;

на малом и мелком предприятиях - 6-8 дней.

Налогоплательщик должен оказывать содействие проверяющим при установлении обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения. В частности, он обязан давать справки, предъявлять бухгалтерскую отчетность, журналы, деловую документацию и иные документы, давать пояснения.

По итогам налоговой проверки составляется акт, в котором отража­ются выявленные в процессе проверки факты, имеющие существенное значение для налогообложения физических и юридических лиц, а также внесенные изменения в размер причитающихся к уплате налогов. При отсутствии выявленных нарушений, а также внесения каких-либо изме­нений в размер налоговых обязательств вместо составления отчета о проверке достаточно направить налогоплательщику уведомление о невы­явлении нарушений в процессе проведенной проверки.

Проводимые в Германии документальные проверки охватывают относительно небольшое количество предприятий. Так, например, из 160 тысяч предприятий, расположенных на территории города Берлина, еже­годно проверяются 30 тысяч (для справки: в Берлине насчитывается около 9 тысяч налоговых инспекторов, из которых 900 специализируются на про­ведении документальных проверок). Под документальную проверку еже­годно подпадают 19% крупных, 7% средних и 2% малых предприятий.

Основным документом, определяющим порядок осуществления про­цедуры отбора налогоплательщиков для проведения контрольных прове­рок, является Приказ Министерства финансов Германии от 08.03.81 года «О рационализации отбора налогоплательщиков для проведения конт­рольных проверок».

Исходя из положений документа, в Германии используются два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок:

- случайный отбор - предполагает выбор объектов для проведения контрольных проверок на основе применения методов статистической выборки. При этом преследуются следующие цели: обеспечение макси­мально возможного охвата предприятий контрольными проверками; про­филактика налоговых нарушений внезапностью и непредвиденностью контрольных проверок; оценка общего состояния налоговой дисциплины на контролируемой налоговым органом территории за счет репрезента­тивного отбора всех категорий налогоплательщиков для проверок;

- специальный отбор - обеспечивает целенаправленную выборку налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой по результатам анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике. Отбор предприятий указанным способом осуществляется отделами кон­трольных проверок налоговых инспекций на основании анализа данных картотеки предприятий, содержащей всю необходимую информацию о налогоплательщиках, а также с учетом предложений отдела, занимающе­гося начислением налогов.

При целенаправленном отборе налогоплательщиков для проверки выбираются такие предприятия, налоговая проверка которых представ­ляется приоритетной. При отборе предприятий для проведения проверок первоочередное внимание уделяется анализу следующих факторов:

а) наличие крупных изменений в структуре налогового баланса пред-
приятия по сравнению с налоговым балансом на момент последней про-
верки;

б) полнота учета доходов предприятий (при этом широко используются
возможности сопоставления с показателями доходности других анало-
гичных предприятий);

в) соотношение вложений частных средств в развитие предприятия и
объемов изъятия материальных и финансовых средств для личного пот-
ребления (превышение вкладов над изъятиями в течение длительного
времени является основанием для назначения проверки);

г) информация о нарушениях налогового законодательства, поступив-
шая от других контролирующих организаций. В соответствии с законо-
дательством Германии все государственные службы обязаны сообщать
налоговым органам об известных им фактах уклонения от уплаты нало-
гов. Вместе с тем, следует отметить, что налоговые органы имеют право
получать информацию о налогоплательщике, являющуюся по законода-
тельству его коммерческой тайной, в том числе об операциях по счетам
в банках, коммерческих операциях, если только имеются существенные
основания предполагать, что данным налогоплательщиком совершено
налоговое правонарушение;

д) продажа (приобретение) земельных участков, изменения в правах
пользования земельными участками ввиду появления в результате проведе-
ния этих операций значительных сумм доходов (расходов) предприятий;

е) реализация другого имущества предприятий в крупных размерах
(например, если при продаже автомобиля предприятие в соответствую-
щей строке налоговой декларации не показало прибыль от этой опера-
ции, возникает сомнение в правильности отражения доходов в налоговой
декларации);

ж) участие в других предприятиях, наличие финансовых вкладов, цен-
ных бумаг;

и) приобретение, отчуждение, реорганизация, прекращение деятель­ности предприятия;

к) получение финансовых дотаций от государства, вызывающее необ­ходимость осуществления контроля за соблюдением условий государс­твенного субсидирования;

л) информация от Минфина Германии о совершении предприятием крупных экспортных (импортных) операций (по законодательству Герма­нии таможенные органы входят в систему Минфина).

Анализ опыта Германии и других государств убедительно свидетельству­ет о том, что наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только примене­ние данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагруз­ки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначисле­ний в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на налогоплательщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: