Парадигма как строго научная, общепризнанная теория, модель, основополагающая концепция, представленная системой определяющих понятий и категорий, лаконично отражающей содержание, существенные черты и взаимосвязь элементов рассматриваемой области знаний, постепенно становится основой каждой серьезно проработанной научной дисциплины. Именно в ней органично объединяются и реализуются рассматриваемые категории, обеспечивая комплексное представление универсальной концепции организации.
Исторически сложилось и все активнее применяется достаточно четкое понимание парадигмы, позволяющее лаконично, емко и комплексно представлять научное направление, область знаний, содержание дисциплины и подход к ней.
Выделение и формирование универсальной парадигмы организации как основы интеллектуальной коммуникации занимает фундаментальное место и выполняет системообразующую роль в построении, развитии и применении единого и стройного научного мировоззрения, системы теоретических знаний и практических навыков.
|
|
В настоящее время термин «парадигма» воспринимают, понимают и применяют в качестве модели, образца, примера, формы, структуры, последовательности и даже «сухого остатка» отражения устоявшейся проблемы, идеи, позиции или системы взглядов. Такое достаточно свободное применение данного термина существенно усложняет и ограничивает адекватное понимание изучаемых проблем, что противоречит цели и сущности его введения в практику мирового научного языка.
Парадигма — стройная, строго научная, общепризнанная теория, основополагающая концепция, представленная моделью основных понятий, лаконично отражающей наиболее существенные черты рассматриваемой области знаний.
Особое значение парадигма организации приобретает в качестве инструмента обеспечения корреспонденции между самостоятельными темами, разделами, направлениями, концепциями не только одной, но и, что гораздо важнее, различных областей знаний. По своей конструкции она становится универсальной базой, единой основой, типовой моделью построения и применения общего научного языка, описывающего общедоступное понимание соотношения, на первый взгляд, абсолютно не связанных между собой явлений или событий.
Приведенное выше определение ставит понятие парадигмы в основу формирования и представления тезауруса теории организации. В этой науке значение тезауруса имеет особый смысл, поскольку формируемое с его помощью комплексное представление о построении интеллектуальной организации как системы научных взглядов ложится в основу структурно-логического строения любой области знаний или сферы деятельности. В них тезаурус организации становится языком разработки и построения концепции исследования конкретного объекта и предмета, выступает в роли структурообразующего инструмента процесса познания. Этим определяется организационно-методический характер его воздействия на организацию процесса и системы научных исследований.
|
|
Приступая к исследованию конкретной области знаний, необходимо, прежде всего, определиться с языком исследования, постановки и описания ее состава и содержания, то есть совокупностью ключевых, наиболее часто употребляемых терминов. Как процесс познания, так и система знаний в любой области и сфере деятельности основываются на постановке и применении комплекса взаимосвязанных определений их основных понятий и категорий. Именно они формируют язык данной области знаний, раскрывают и отражают ее содержание, обеспечивают эффективное и адекватное применение инструментария исследований.