Исследование любого объекта, выделение и изучение выбранного предмета традиционно начинается с выяснения его природы как феномена возникновения или создания.
Первое положение генезиса организации: всякая система является результатом процесса ее организации, но далеко не всякий процесс заканчивается созданием системы.
Суть положения заключается в том, что организация как процесс первична, а организация как система — вторична, поскольку всегда является результатом того или иного процесса организации.
Второе положение генезиса организации: организация образует и развивает двойственную объективно-субъективную природу возникновения, становления и развития.
Третье положение генезиса организации: генезис организации представляется в виде логической последовательности возникновения, становления и развития объективных, субъективных и смешанных взаимосвязей ее материального, интеллектуального и смешанного проявления.
Модель накопления, отражения и применения информации в виде системы научных знаний как интеллектуальной организации может быть представлена так, как изображено на рисунке 6.
Рисунок 6. Модель системы научных знаний как интеллектуальной организации
Данная модель интеллектуальной организации основывается на двух началах, вероятно обусловливающих все возможные проявления реальности и представления о ней. При этом она выделяет первично объективный, «левый» сегмент формирования основополагающих положений, и вторично субъективный, «правый» сегмент восприятия и формализации производных понятий и категорий конкретной науки.
Такая сегментация позволяет выстроить адаптированную конструкцию, одновременно дифференцированно и комплексно отражающую как фундаментальные научные основы представляемой области знаний, так и конкретно ориентированный на данную сферу инструмент исследования и воздействия.
Представленная модель является одним из возможных вариантов отражения единого представления построения науки как проявления интеллектуальной организации. Она основывается на позиционировании определяющих категорий и структуризации связей между ними, позволяющих представить общую конфигурацию формирования и построения системы конкретной области знаний как интеллектуальной организации. Вместе с тем она отражает динамику процесса формирования и использования знаний.
Естественно, предложенная модель, раскрывающие и развивающие ее процедуры и формы отражения и использования конкретных знаний в ходе развития теории организации и современных информационных технологий будут и далее совершенствоваться.
Наиболее актуальными на сегодняшний день направлениями здесь становятся:
♦ унификация и сквозное конструирование тезауруса;
♦ разработка и внедрение единой теории классификации;
♦ представление общей конфигурации современных знаний;
♦ моделирование взаимодействия между научными дисциплинами;
♦ разработка сквозных имитационных моделей организации объектов;
♦ предложение современных информационных процедур исследования;
♦ применение комплексных методов построения и освоения знаний.
Такая необходимость и возможность, обусловленные открытой к совершенствованию, активной формой данной модели, еще раз подтверждают перманентность ее построения и комплексность представления, проявляющиеся в качестве основополагающих, концептуальных положений теории организации.
В ходе и результате исследования организации мироздания учеными и практиками сделаны обоснованные предположения и получены убедительные подтверждения следующего: главным потенциалом формирования и развития целенаправленной жизнедеятельности человека является стремление к высшим формам реализации организации как в виде процесса, так и в виде системы.