Исследование любого объекта, выделение и изучение выбранного предмета традиционно начинается с выяснения его природы как феномена возникновения или создания.
Первое положение генезиса организации: всякая система является результатом процесса ее организации, но далеко не всякий процесс заканчивается созданием системы.
Суть положения заключается в том, что организация как процесс первична, а организация как система — вторична, поскольку всегда является результатом того или иного процесса организации.
Второе положение генезиса организации: организация образует и развивает двойственную объективно-субъективную природу возникновения, становления и развития.
Третье положение генезиса организации: генезис организации представляется в виде логической последовательности возникновения, становления и развития объективных, субъективных и смешанных взаимосвязей ее материального, интеллектуального и смешанного проявления.
Модель накопления, отражения и применения информации в виде системы научных знаний как интеллектуальной организации может быть представлена так, как изображено на рисунке 6.
|
|
Рисунок 6. Модель системы научных знаний как интеллектуальной организации
Данная модель интеллектуальной организации основывается на двух началах, вероятно обусловливающих все возможные проявления реальности и представления о ней. При этом она выделяет первично объективный, «левый» сегмент формирования основополагающих положений, и вторично субъективный, «правый» сегмент восприятия и формализации производных понятий и категорий конкретной науки.
Такая сегментация позволяет выстроить адаптированную конструкцию, одновременно дифференцированно и комплексно отражающую как фундаментальные научные основы представляемой области знаний, так и конкретно ориентированный на данную сферу инструмент исследования и воздействия.
Представленная модель является одним из возможных вариантов отражения единого представления построения науки как проявления интеллектуальной организации. Она основывается на позиционировании определяющих категорий и структуризации связей между ними, позволяющих представить общую конфигурацию формирования и построения системы конкретной области знаний как интеллектуальной организации. Вместе с тем она отражает динамику процесса формирования и использования знаний.
Естественно, предложенная модель, раскрывающие и развивающие ее процедуры и формы отражения и использования конкретных знаний в ходе развития теории организации и современных информационных технологий будут и далее совершенствоваться.
|
|
Наиболее актуальными на сегодняшний день направлениями здесь становятся:
♦ унификация и сквозное конструирование тезауруса;
♦ разработка и внедрение единой теории классификации;
♦ представление общей конфигурации современных знаний;
♦ моделирование взаимодействия между научными дисциплинами;
♦ разработка сквозных имитационных моделей организации объектов;
♦ предложение современных информационных процедур исследования;
♦ применение комплексных методов построения и освоения знаний.
Такая необходимость и возможность, обусловленные открытой к совершенствованию, активной формой данной модели, еще раз подтверждают перманентность ее построения и комплексность представления, проявляющиеся в качестве основополагающих, концептуальных положений теории организации.
В ходе и результате исследования организации мироздания учеными и практиками сделаны обоснованные предположения и получены убедительные подтверждения следующего: главным потенциалом формирования и развития целенаправленной жизнедеятельности человека является стремление к высшим формам реализации организации как в виде процесса, так и в виде системы.