Вопрос 1. Логико-экономические приёмы анализа

Приемы экономического анализа».

Лекция №3

Вопрос 1. Логико-экономические приёмы анализа

Вопрос 2. Способы измерения влияния факторов в детерминированных моделях

Сравнение как один из научных способов познания использу­ется в АХД наиболее широко. Сущность его состоит в сопоставле­нии однородных объектов для нахождения черт сходства либо разли­чий между ними.С помощью сравнения выявляется общее и осо­бенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономер­ности их развития.

В анализе применяются следующие типы сравнений.

1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов.Здесь сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых пока­зателей и определить тенденции и закономерности развития эко­номических процессов.

Таблица 1 - Динамика основных показателей

Год Объем производства продукции Численность работников Выработка одного работника
млн руб. %к базисно­му году чел. %к базисно­му году млн руб. %к базисно­му году
XXX1       100,0 7,9 100,0
ххх2       95,8 8,4 106,3
хххЗ       91,7 8,7 110,1
ххх4       88,3 9,4 119,0
ххх5 10 500 110,5   83,3 10,5 132,9

Из Таблицы 1 видно, что объем производства продукции предпри­ятия имеет тенденцию к повышению. За пять лет он вырос на 10,5%. Причем этот прирост обусловлен повышением произво­дительности труда при уменьшении численности работников.

2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения пла­на, определения неиспользованных резервов предприятия.

Данные Таблицы 2 показывают, как выполнен план по производ­ству каждого вида продукции и в целом по предприятию. Анало­гичные сравнения делают и по другим показателям.

Таблица 2 - Выполнение плана по производству продукции
Вид продукции Объем производства, млн руб. Абсолютное отклонение от плана, млн руб. Выполнение плана, %
план факт.
А     + 24  
Б     -40  
В и т.д.     + 100  
Иитого     + 120 107,5

3. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов(мате­риалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение, широко используемое в практике аналитической работы, необ­ходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их исполь­зования в процессе производства и определения утерянных воз­можностей увеличения выпуска продукции и снижения себестои­мости (Таблица 3).

4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, достижениями науки и техники. Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить инновационные возможности предприятия.

Большое значение имеет межхозяйственный сравнительный ана­лиз, в процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями

Таблица 3 Данные об использовании материальных ресурсов предприятия
Вид ресурсов Расход ресурсов, т Отклонение от норматива (+. -)
по норме на фактический объем продукции фактически абсолютное, т относитель­ное, %
Нефтепродукты     + 32 + 4,0
Сырье     -50 -2,8
Топливо и т.д.     + 50 + 10,0

ведущих предприятий, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйство­вания. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей про­изводства, изучение передового опыта и является важным сред­ством определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Особенно большое значение имеют сопоставления результатов деятельности анализируемого предприятия с данными предприятий конкурентов.

5. Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеот­раслевыми данными или средними по министерству, объединению, кон­церну и др.Такое сравнение требуется для определения рейтинга анализируемого предприятия среди других субъектов хозяйствова­ния данной отрасли, более полной и объективной оценки уровня развития предприятия, изучения общих и специфических факто­ров, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.

6. Сравнение параллельных и динамических рядов. Оно использу­ется в АХД для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, характе­ризующие один из показателей, необходимо расположить в воз­растающем или убывающем порядке и посмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают они или убывают и в какой степени.

В Таблице 4 приведены ранжированные данные о выработке рабочих и фондовооруженности труда по 10 предприятиям одной и той же отрасли. Сопоставление этих данных убеждает нас в на­личии довольно тесной связи между изучаемыми показателями: при повышении уровня фондовооруженности производительность

Таблица 4 Зависимость выработки рабочих(Y) от фондовооруженности труда (X)

№ п/п                    
X 3,1 3,4 3,6 3,8 3,9 4,1 4,2 4,4 4,6 4,9
Y 4,5 4,4 4,8 5,0 5,5 5,4 5,8 6,0 6,1 6,5

труда рабочих возрастает, и наоборот. Мы видим также, что связь носит прямолинейный характер, поскольку показатели изменяют­ся в одном направлении.

7. Сравнение разных вариантов решения экономических задач. Это позволяет выбрать наиболее оптимальный из них и тем самым пол­нее использовать возможности предприятия. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.

8. При расчете влияния факторов и определении величины ре­зервов широко используется также сопоставление результатов дея­тельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.

Экономические явления и процессы выражаются обычно в аб­солютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и др.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по дру­гому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: пространственного сравнения, пла­нового задания, выполнения плана, динамики, структуры, коор­динации, интенсивности, эффективности.

Относительная величина пространственного сравнения опреде­ляется сопоставлением уровней показателей, относящихся к раз­личным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.

Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к факти­ческому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за три—пять предыдущих лет.

Относительная величина выполнения плана — отношение между фактическим и плановым уровнями показателя отчетного периода, выраженное в процентах.

Для характеристики изменения показателей за какой-либо про­межуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего пе­риода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величи­ны динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а во втором — уровень показателя следующего года относится к предыдущему.

Показатель структуры — это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес отдельных видов продукции в общем объ­еме производства, удельный вес управленческого персонала в об­щей численности работников предприятия.

Относительные величины координации представляют собой со­отношение частей целого между собой, например активной и пас­сивной частей основных средств, собственного и заемного капи­тала, основного и оборотного капитала и т.д.

Относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определен­ной среде, например степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.

Относительные величины эффективности — это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала и т.д.

В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в АХД для обобщенной количествен­ной характеристики совокупности однородных явлений по какому- либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объектов. Например, средняя заработная плата рабочих использу­ется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изуча­емой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.

В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин (простые и взвешенные среднеарифмети­ческие, среднегармонические, среднегеометрические, среднехро­нологические, среднеквадратические и др.), методика расчета ко­торых детально рассматривается в общей теории статистики.

При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток. Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят доволь­но неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними дан­ными не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.

Широкое применение в АХД находит группировка информацииделение массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и ана­литические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы насе­ления по роду деятельности, группы предприятий по формам соб­ственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строе­ние показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их по­мощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, воз­расту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам прироста производства продукции; состав себестоимости продук­ции и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группи­ровки при анализе сводной отчетности объединений, министерств и других крупных структурных единиц, так как они позволяют вы­явить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.

Аналитические (причинно-следственные) группировкииспользу­ются для определения наличия, направления и формы связи меж­ду изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть каче­ственной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одно­му признаку, а потом внутри каждой группы — по другому призна­ку и т.д. Таким образом могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать разнообразные и сложные взаимосвязи.

При построении группировок нужно очень серьезно относить­ся к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть пред­ставлена в виде следующего алгоритма:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группиров­ки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировоч-ным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних величин, определение взаимо­связи и направления воздействия факторных показателей на изу­чаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок этот алго­ритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.

По данным Таблицы 4 выполним группировку предприятий по уровню фондовооруженности труда и определим наличие, направ­ление и форму связи между данным фактором и производитель­ностью труда (Таблица 5).

Таблица 5 - Группировка предприятий по фондовооруженности труда, млн руб.

Группы предприятий по фондовооруженности Количество предприятий в группе Средний уровень фондовооруженности по группе Средняя выработка одного работника
До 3,5   3,25 4,45  
3,5-4,0   3,76 5,10  
4,1-4,5   4,23 5,73  
Свыше 4,5   4,75 6,30  

В отличие от приведенных в Таблице 4 параллельных рядов сгруп­пированный в Таблице 5 материал более наглядно отражает взаимо­связь между изучаемыми явлениями. При группировке индивиду­альные значения показателей заменяются среднегрупповыми. В ре­зультате этого взаимно погашаются разного рода случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко.

Таким образом, правильная группировка информации дает воз­можность видеть зависимость между показателями, более глубоко разбираться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, выделить в них главное, характерное и типич­ное.

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным.

Велико и аналитическое значение графиков. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.

Основные формы графиков, которые используются в АХД, -диаграммы. Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и т.д.

Диаграммы сравнения показывают соотношения разных объектов по какому-либо показателю. Наиболее простым и наглядным графиком для сравнения величин показателей являются столбиковые и полосовые диаграммы. Для их составления используют прямоугольную систему координат. На оси абсцисс размещают основу столбцов одинакового размера для всех объектов. Высота каждого столбца должна быть соразмерна величине показателя, который нанесен в соответственном масштабе на ось ординат. Для наглядности столбцы можно заштриховать или зарисовать.

Полосовые диаграммы размещают по горизонтали: основу полос размещают на оси ординат, а масштаб - на оси абсцисс.

Иногда диаграммы сравнения представляют в виде квадратов или кругов, площадь которых пропорциональна величине соответствующих показателей.

Особой разновидностью являются фигурные диаграммы, в которых соотношения объектов показываются в виде условно-художественных фигур (колоса, клубня, головы животного, трактора и т.д.). Когда они хорошо выполнены, то обращают на себя внимание, делают информацию более доходчивой.

Структурные (секторные) диаграммы позволяют выразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателя. В структурных диаграммах изображение показателя дается в виде разбитых на сектора геометрических фигур (квадратов, кругов), площадь которых берется за 100 или 1. Величина сектора определяется удельным весом части.

Диаграмма динамики предназначена для изображения изменения явлений за соответствующие промежутки времени. Для этой цели могут использоваться столбиковые, круговые, квадратные, фигурные и другие графики. Но чаще используются линейные графики. Динамика на таком графике подается в виде линии, которая характеризует беспрерывность процесса. Для построения линейных графиков пользуются системой координат: на оси абсцисс откладывают периоды, а на оси ординат -уровень показателей за соответствующие отрезки времени, исходя из принятого масштаба.

Линейные графики очень широко используются при изучении связей между показателями (графики связи). На оси абсцисс откладываются значения факторного показателя (X), а на оси ординат - значения результативного показателя (У) в соответствующем масштабе. Линейные графики в наглядной и доходчивой форме отражают направление и форму связи.

Графики контроля находят широкое применение в АХД при изучении сведений о ходе выполнения плана. В таком случае на графике будут две линии: плановый и фактический уровень показателей за каждый день или другой промежуток времени.

Графические способы могут использоваться также при решении методических задач АХД и в первую очередь при построении разнообразных схем для наглядного изображения внутреннего строения изучаемого объекта, последовательности технологических операций, взаимосвязей между результативными и факторными показателями и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: