Общие особенности преподавания начального курса географии

Особенности преподавания начального курса, равно как и последующих курсов географии определяются возрастными психологическими особенностями и уровне обучаемости учащихся класса, содержанием изучаемых тем курса, разработанностью учебно-методического комплекса по предмету, профессионализмом учителя географии. Рассмотрим особенности преподавания курса с позиции возрастных психологических особенностей учащихся и с позиции особенностей его содержания.

1. В этом возрасте, как мы уже отмечали при рассмотрении вопроса
психологические основы обучения географии, ученики начинают проявлять интерес к
изучаемому предмету. Учитель на уроках географии должен учитывать эту особенность
и подавать содержание курса ярко, образно, увлекательно подчеркивая романтику и
героизм географических исследований и путешествий, поражать воображение учащихся
яркими завораживающими явлениями природы. Речь учителя географии должна быть
яркой, образной, увлекательной.

2. В результате изучения начального курса географии у школьников начинает формироваться система географических знаний и умений. Поэтому учитель географии должен придавать особое значение таким методам обучения как рассказ, объяснение, эвристическая беседа, наглядные и практические методы обучения в сочетании с методами по характеру познавательной деятельности учащихся.

3. В 6 классе ученики приступают к системному изучению школьного курса географии. Безусловно, у них имеются географические знания из курса «Человек и мир». Поэтому учитель должен знать содержание учебной программы этого курса и осуществлять актуализацию знаний учащихся в формате содержания изучаемой темы. Необходимость такой работы и определяет рубрика учебного пособия «Вспоминаем» перед содержанием каждой темы параграфа учебного пособия.

4. Процесс формирования качеств личности осуществляется во всех видах деятельности, но у школьников этого возрастного доминирует игровой вид деятельности. Поэтому психологически обосновано при изучении начального курса географии проведение нестандартных уроков с применением элементов игровых технологий, особенно различных вариантов игр-путешествий, игр-состязаний, настольных игр.

5. Содержание отдельных тем позволяет организовать познавательный процесс учащихся в режиме применения модульной технологии, технологии реального проблемного обучения, технологии учебного проектирования, применять методы технологии интерактивного обучения на уроках географии.

5. На уроках географии необходимо осуществлять познавательную деятельность
учащихся с различными источниками географических знаний: с текстом и
внетекстовыми компонентами учебника, географической картой, наглядными
средствами обучения, цифровым материалом и др. Однако виды учебной деятельности
учащихся должны быть дозированы, необходимо помнить, что однообразная
деятельность быстро утомляет учеников и снижает их познавательный интерес.

6. В начальном курсе географии формируются основные понятия о
географических объектах и явлениях. Учитывая, что в этот возрастной период у
школьников преобладает конкретно-образное мышление, формирование понятий
должно осуществляться одновременно с формированием образного представления об
изучаемых объектах и явлениях. При этом должен преобладать индуктивный путь
формирования понятий, осуществляемый с помощью картин, таблиц, графической
наглядности, электронного моделирования, при изучении объектов и явлений своей
местности. Изучаемые понятия и географические термины (в учебном пособии они
представлены в рубрике «ключевые слова») которые должны усвоить ученики на уроке,
желательно заранее выписывать на классной доске или акцентировать на них внимании учащихся с помощью слайдов, особенно при проведении электронного урока, урока с применением интерактивной доски или мультимедийных презентаций.

7. Одновременно с конкретно-образным мышлением у учащихся в процессе изучения начального курса географии начинает формироваться логическое мышление. Эта особенность возрастного периода определяет необходимость обучать учащихся приемам логического мышления: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, определения причинно-следственных связей.

8. В результате изучения курса у школьников только начинает формироваться система географических знаний и умений. Поэтому учитель географии должен придавать особое значение таким методам и приемам обучения как рассказ, объяснение, разъяснение способов деятельности, приемов работы с источниками географических знаний, показ выполнения практических заданий, упражнений по формированию географических умений и навыков.

9. Особенность изучения курса определяется необходимостью организации
краеведческих наблюдений за погодой на географической площадке, за объектами
природы на экологической тропе, при проведении экскурсий по изучению природных
объектов и хозяйственной деятельности населения своей местности. Учитель географии
должен научить учеников не только вести наблюдения, но и обрабатывать их
результаты: определять среднее значение показателей, строить графики, простейшие
диаграммы, составлять таблицы и схемы.

10. Особое значение учитель должен придавать изучению учащимися
географической карты и формированию у них элементов картографической
грамотности. Основная часть умений формируемых при изучении начального курса
географии – это умения читать карту, которые совершенствуются на протяжении
изучения всего школьного курса географии. Это обусловлено тем, что карта является
незаменимым средством хранения и передачи географической информации и что
информационная емкость карты значительно больше информационной емкости
печатного текста. Поэтому работа с картой должна иметь место на каждом уроке
географии, это и определение географических координат, нахождение объектов на карте
по их координатам, нанесение на контурную карту изучаемых объектов, показ
изучаемых объектов на карте учащимися при их ответах на вопросы учителя и др.

11. Каждая тема курса в учебном пособии сопровождается рубриками «Это интересно» и «Конкурс знатоков», материал которых должен использоваться учителем для формирования интереса учащихся к географии и углубления знаний по содержанию изучаемой темы.

12. Содержание тем курса дает возможность учителю организовывать учебную деятельность учащихся по созданию ими собственных образовательных продуктов, как правило, репродуктивно-продуктивного характера: схем, таблиц, кратких конспектов, сообщений, результатов решения географических задач, выводов по изученному содержанию темы, которые и являются содержанием ученических тетрадей по географии. Переписывание в тетрадь из учебного пособия отдельных компонентов содержания изучаемой темы - формулировки понятий и графический материал учебного пособия не рекомендуется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: